Взаимодействие власти, бизнеса и общества как стратегический ориентир социального развития

Богатырева Т.Г. Взаимодействие власти, бизнеса и общества как  стратегический ориентир социального развития // Взаимодействие власти, бизнеса и общества в современных условиях: монография / колл. авторов; под общ.  ред. С.А. Стрижова  (раздел 4). – М.: РУСАЙНС, 2016.

________________

4.Взаимодействие власти, бизнеса и общества как  стратегический ориентир социального развития  

4.1.Взаимодействие власти, бизнеса и общества в современной парадигме управления социальной сферой

В России в начале 90-х гг. пришло понимание, что поддержание социальной сферы в том виде, как она есть, дорого и неперспективно. Трансформация институтов социальной сферы отразила переход к рыночным отношениям, введение страхового принципа по отношению к социальным гарантиям и разделение полномочий по предоставлению услуг социальной сферы между различными уровнями власти.

Неблагоприятные процессы общественного реформирования, связанные с такими негативными факторами как ухудшение демографической обстановки, снижение доходов населения, кризис институтов социальной сферы, потребовали поиска новых источников ресурсного обеспечения социальной сферы. Социальные инициативы в это время увиделись в первую очередь в необходимости реструктуризации системы социальных льгот, архаической по своей сути и бравшей начало в патерналистском устройстве социальной сферы. Важные перемены области реформирования отличались фрагментарностью, началом действия институциональных ловушек, финансовых и административных ограничений. Государству пришлось частично отказаться от насущных перемен из-за недостатка ресурсов, и что немаловажно, из-за связи с высокими политическими издержками.

Это стало одним из главных тормозов реформы социальной сферы и с новой силой инициировало поиск новых источников и механизмов развития социальной сферы. Поскольку социальная политика имеет отношение ко всему обществу, ко всей сложившейся в обществе субъектности, к интересам как государственных органов власти, так и негосударственных структур, то целесообразным увиделась выработка стратегии развития социальной сферы с участием институтов гражданского общества, – коммерческих и некоммерческих.

-110-

 

В конце первого десятилетия 2000-х годов остро встал вопрос о преодолении фрагментарности социальной политики, сиюминутного регулирования, о ее целостности, а также о достижении социального баланса по горизонтали и вертикали. Государство должно было сосредоточить свое внимание на обеспечении социальной стабильности, для которой мало монетизации льгот, а важна общая эффективность социальной политики. Именно поэтому при разработке концептуальных подходов к социальной политике до 2020 г., стали делать ставку на социальную модернизацию.

Оптимальной модель управления социальной сферой предстает сегодня через призму социального развития с опорой на органы государственной власти и контроль гражданского общества и с его помощью. Особую важность приобретает переход от патерналистской, то есть традиционной, парадигмы управления к общественно-государственной парадигме, общественно-государственному партнерству, где деятельность государства дополняется разнообразной деятельностью организаций гражданского общества. Для современной схемы важно не только наращивание бюджетных ресурсов, но и конкуренция некоммерческих организаций с государственными и муниципальными учреждениями в оказании социально значимых услуг, активная работа некоммерческих организаций в тех областях, в которых государственные органы власти не могут вести внешний контроль, и функционирование там происходит благодаря подвижничеству людей, деятельности социально ответственного бизнеса.

-111-

……..

4.2. Развитие взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом как фактор снижения неопределенности будущего крупных российских городов

         Российские города превратились  сегодня  в самостоятельные субъекты-участники  социально-экономического развития, проводящие собственную политику. Им пришлось  вступить в борьбу  за инвестиции, за человеческие и материальные  ресурсы. Оказалось, что сложные социально-экономические проблемы городского развития невозможно решать в краткосрочной перспективе. В связи с этим остро встали вопросы  комплексного решения городских проблем,  стратегического управления городом. В том числе это стало необходимым для того, чтобы снизить риски предпринимательской деятельности и активно привлечь  к  управлению городскими территориями бизнес, способный  обеспечить  развитие  конкурентоспособности  городов  на инновационной основе.

-121-

В этих условиях большое  значение приобретает совершенствование принципов управления развитием города  с помощью широкого спектра конкретных действий местной администрации, направленных на развитие его экономики и социальной сферы. При этом особое место должно  отводиться управлению развитием различных сфер городского хозяйства, от эффективности  функционирования которых в основном и  зависит создание благоприятных условий и повышение уровня жизни  населения муниципального образования.      Роль местных органов власти – эффективно использовать преимущества города для достижения целей стратегического развития, минимизировать риски, что в значительной степени связано с той инфраструктурой и информацией, которую предоставляют органы власти, а также их умением объединять усилия всех субъектов управления.

Как системное явление российский город требует согласования частных стратегий развития, партнерства органов власти, бизнес структур   при общественном контроле и открытости в организации стратегического планирования.

-122-

……

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован