Эксклюзив
06 декабря 2008
6110

Важнейший итог визита Дмитрия Медведева в Индию

Сегодня заканчивается официальный визит Президента России Дмитрия Медведева в Республику Индия, а вчера стороны подписали Совместную декларацию между Российской Федерацией и Республикой Индией. Мы считаем этот документ важнейшим итогом официального визита Президента России в Республику Индия, с одной стороны подтверждающего стратегическое партнёрство между Российской Федерацией и Республикой Индией, а с другой декларирующего цели и задачи по его углублению и развитию в будущем.

Поэтому наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает очень важным и необходимым с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru опубликовать прямой текст этого документа для сведения широкой общественности, так как отношения между Россией и Индией играют важное значение не только для народов наших стран, но и для развития международного сотрудничества во всём мире. В заключение мы кратко прокомментируем эту Декларацию.



Совместная декларация между Российской Федерацией и Республикой Индией

Принята Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и Премьер-министром Республики Индии Манмоханом Сингхом в Нью-Дели 5 декабря 2008 года

Российская Федерация и Республика Индия, далее именуемые "Стороны",

- подтверждая проверенную временем дружбу, многовековые отношения и неуклонно крепнущие двусторонние связи;


- руководствуясь Договором о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993г. и Декларацией о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 3 октября 2000г.;

- подтверждая свою приверженность идеалам и принципам, закрепленным в Уставе ООН;


- выражая решимость совместными усилиями содействовать укреплению всеобщего мира, безопасности и стабильности и построению справедливого и демократического миропорядка;

заявляют о следующем:

1. Ежегодный обмен визитами на высшем уровне имеет ключевое значение для укрепления стратегического партнёрства и стал доброй традицией. Показателем плодотворной практики ежегодных российско-индийских саммитов являются многочисленные соглашения в самых разных областях, подписанные после 2000г., и расширение сотрудничества, которое было достигнуто на ключевых направлениях. В ходе визитов на высшем уровне, помимо рассмотрения состояния двусторонних связей, определяются долгосрочные перспективы российско-индийских отношений.

2. Стороны удовлетворены ходом реализации решений, принятых на российско-индийском саммите в ноябре 2007г. Стороны подчёркивают, что уделяют первостепенное внимание своим двусторонним отношениям и подтверждают свои приверженность и стремление углублять стратегическое партнёрство и наращивать взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям.

3. Стороны полагают, что межпарламентское, межведомственное сотрудничество, взаимодействие по линии внешнеполитических ведомств и советов безопасности Российской Федерации и Индии являются неотъемлемой частью двустороннего стратегического партнёрства. Стороны подтверждают намерение и далее укреплять сотрудничество между органами законодательной, исполнительной и судебной властей обеих стран. Они также выражают стремление расширять двустороннее взаимодействие и продолжать обмен визитами, чтобы поддерживать динамику сотрудничества, взаимопонимание и добрую волю между Российской Федерацией и Индией.

4. Стороны подчёркивают высокую значимость, которая придаётся ими усилиям по наращиванию объёмов двусторонней торговли, инвестиций и экономического сотрудничества, и выражают удовлетворение достигнутыми результатами при реализации программы по увеличению двустороннего товарооборота до 10 млрд. долларов США к 2010г. В этой связи стороны отмечают важную роль Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Стороны также отмечают, что состоялось первое заседание Объединённой рабочей группы по мониторингу выполнения рекомендаций Совместной исследовательской группы по увеличению двустороннего торгового оборота и изучению возможности заключения Соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве между двумя странами.

5. Стороны отмечают значительное расширение взаимодополняемости развивающихся экономик Российской Федерации и Индии. Растущая конкурентоспособность российских и индийских компаний на мировом рынке и открытость экономических систем наших стран дают им возможность рассчитывать на успех на рынках государства-партнёра. Благоприятным показателем подъёма в двустороннем экономическом сотрудничестве является существенный рост числа представительств и отделений российских предприятий, открываемых в Индии, и индийских предприятий - в Российской Федерации. Стороны намерены стимулировать осуществляемые усилия и принимать дальнейшие меры, чтобы содействовать торговле между двумя странами, в том числе путём упрощения и унификации процедур и отмены технических барьеров.

6. Стороны дают высокую оценку работе Российско-Индийского Форума по торговле и инвестициям и надеются, что Форум будет и дальше способствовать сближению деловых кругов обеих стран и созданию благоприятных условий для контактов между ними. Стороны отмечают важность участия частного сектора в развитии двусторонней торговли и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Индией. Стороны особо отмечают формирование Российско-Индийского Совета руководителей предприятий и надеются, что его работа позволит не только выработать ценные предложения по дальнейшему расширению двусторонней торговли, но также даст жизнь частным инициативам по налаживанию деловых связей. Стороны намерены поощрять деятельность торгово-промышленных палат и других деловых организаций двух стран, направленную на увеличение числа торговых и инвестиционных мероприятий и прямых контактов между предпринимателями.

7. Учитывая растущую роль Российской Федерации и Индии в мировой экономике и негативные последствия нынешнего глобального финансового кризиса, Стороны подчёркивают важность всеобъемлющей реформы международной финансовой и экономической архитектуры с целью её адаптации к новым реалиям мировой экономики и будут сотрудничать в различных форматах с тем, чтобы способствовать становлению более справедливого мирового экономического порядка, основывающегося на принципах многополярности, верховенства права, равенства, взаимоуважения и общей ответственности.

8. Российская Федерация и Индия полагают, что для них как государств с динамично развивающимися экономиками, одно из которых - крупный поставщик, а другое - потребитель энергии, возрастает значение энергетической безопасности и, соответственно, растёт необходимость расширения сотрудничества в этой сфере. В связи с этим Стороны намерены способствовать, оказывать поддержку и содействие полному использованию значительных возможностей для двустороннего сотрудничества в нефтегазовом секторе России, Индии и третьих стран. Стороны приветствуют регулярные контакты и ведущиеся переговоры между российскими и индийскими нефтегазовыми компаниями по конкретным проектам в сфере добычи и переработки энергоресурсов и намерены оказывать им содействие в заключении взаимоприемлемых договорённостей.

9. Стороны подчёркивают значение атомной энергетики как экологически чистого и безопасного источника энергии, способного удовлетворить рост её потребления, и приветствуют недавно принятое Группой ядерных поставщиков решение по вопросу о сотрудничестве с Индией в сфере мирного использования ядерной энергии. Они удовлетворены нынешним сотрудничеством по реализации проекта по сооружению атомной станции в Куданкуламе. Стороны намерены продолжать сотрудничество для строительства дополнительных энергоблоков на том же объекте на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке "Куданкулам", а также в сооружении атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в Республике Индии, подписанного 5 декабря 2008г., расширять масштабы и изыскивать другие области для двустороннего сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии.

10. Принимая во внимание повышение роли Российской Федерации и Индии в мирном освоении космического пространства, Стороны отмечают продолжающееся сотрудничество в работе над российской Глобальной спутниковой навигационной системой - ГЛОНАСС, проектами совместного исследования Луны, совместной разработки и запуска с образовательными целями спутника "Ютсат" и другими проектами. Стороны намерены поручить соответствующим ведомствам активизировать сотрудничество по текущим проектам и определить новые области на будущее.

11. Стороны считают военно-техническое сотрудничество ключевой сферой российско-индийских отношений и отмечают, что Российская Федерация остаётся ведущим поставщиком продукции оборонного назначения в Индию. Стороны поддерживают совместные усилия по диверсификации и укреплению сотрудничества в данной области и поощряют инициативы соответствующих организаций обеих стран, направленные на адаптацию к постоянно изменяющимся нуждам и потребностям друг друга. Стороны выражают удовлетворение эффективной работой Российско-Индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и поручают ей непрерывно отслеживать и стимулировать выполнение принятых решений в сферах совместных исследований, развития, производства, маркетинга, регулярных межведомственных контактов и совместных военных учений. Стороны согласны, что Долгосрочная Программа ВТС является надежной основой сотрудничества и должна быть продлена на 10 лет по завершении срока действия в 2010г. Стороны с удовлетворением отмечают 10-ю годовщину российско-индийского совместного предприятия по производству современных сверхзвуковых крылатых ракет "Брамос" и начало проектов совместной разработки и производства многоцелевого транспортного самолёта и истребителя пятого поколения и готовы ускорить реализацию этих проектов.

12. Стороны выражают удовлетворение научно-техническим сотрудничеством в рамках Комплексной долгосрочной программы и разделяют мнение, что программу следует продлить на десятилетний период по завершении срока её действия в 2010г. Стороны, высоко оценивая разнообразные совместные проекты и исследования в различных областях науки и техники и создание ряда совместных научных центров, намерены и далее расширять и углублять сотрудничество в данной сфере. Стороны подчёркивают, что совместные проекты должны ориентироваться на такие новейшие технологии, как нано- и биотехнологии, и содействовать прямым контактам между научно-исследовательскими институтами Российской Федерации и Индии. Стороны также считают важным поступление современных технологий на рынки своих стран и в связи с этим поручают соответствующим ведомствам в ближайшее время завершить подготовку совместного рабочего документа по учреждению Российско-Индийского Центра передачи технологий.

13. Стороны полагают, что существует значительный потенциал для дальнейшего сотрудничества в области информационных технологий и связи. Они приветствуют усилия по расширению сотрудничества в данной области по линии как государственного, так и частного сектора. Отмечая практические возможности развития сотрудничества в перспективной сфере информационных технологий и связи, Стороны отмечают существующие и потенциальные проблемы в сфере глобальной информационной безопасности и считают возможным более активно взаимодействовать в целях их решения в рамках ООН и других международных организаций и форумов.

14. Стороны подчёркивают важность давних традиционно тёплых и дружественных культурных связей между народами обеих стран. Они намерены активно поддерживать и содействовать культурным обменам, более тесным контактам на всех уровнях, взаимопониманию и уважению традиций, общественной жизни, искусства и языков друг друга. Стороны выражают удовлетворение успешным проведением Года Российской Федерации в Республике Индии в 2008г. и готовы к совместной работе по организации и проведению Года Республики Индии в Российской Федерации в 2009г.

15. Стороны выражают удовлетворение возрастающим и всё более целенаправленным взаимодействием в трёхстороннем формате РИК (Россия, Индия, Китай), которое создаёт основу для дальнейшего развития сотрудничества между тремя крупными государствами Азии. Оно становится важным фактором многосторонней дипломатии, вносит весомый вклад в укрепление нарождающейся многополярности и способствует формированию коллективного лидерства ведущих государств мира. Стороны отмечают, что в рамках РИК успешно осуществляется взаимодействие не только по линии министерств иностранных дел, но и отраслевых ведомств в таких областях, как сельское хозяйство, здравоохранение, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также по линии академических и деловых кругов.

16. Стороны приветствуют расширяющееся взаимодействие в формате БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Стороны удовлетворены первой отдельной встречей министров иностранных дел БРИК в Екатеринбурге (Россия) в мае 2008г. и встречей министров иностранных дел БРИК в сентябре 2008г. на полях 63-й Генеральной Ассамблеи ООН, первой встречей министров финансов стран БРИК в Сан-Паулу (Бразилия) в ноябре 2008г., а также согласованными действиями четырёх стран в контексте финансового саммита Группы 20-ти в Вашингтоне в ноябре 2008г., и выражают уверенность, что следующая отдельная встреча министров иностранных дел БРИК, которая должна пройти в Индии, и первый отдельный саммит БРИК, который должен состояться в Российской Федерации в 2009г., станут новыми важными вехами на пути создания многообещающего механизма сотрудничества четырёх наиболее динамично развивающихся крупных экономик мира. Стороны приветствуют расширение сотрудничества между странами "Большой восьмёрки" и основными развивающимися экономиками и подчёркивают необходимость продвигать это сотрудничество и далее, чтобы создать более совершенный механизм коллективного лидерства в мировых делах.

17. Стороны выступают за формирование многополярного мирового порядка, основанного на принципах верховенства закона, суверенного равенства, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государства. В сотрудничестве России и Индии на международной арене важное место занимает деятельность в целях укрепления центральной координирующей роли ООН в обеспечении мира и безопасности, повышения её эффективности и авторитета. Россия и Индия указывают на необходимость реформирования системы ООН, чтобы она соответствовала современным реалиям. В этом контексте Российская Федерация вновь заявляет о том, что рассматривает Индию как влиятельного и важного члена международного сообщества. Российская Федерация подтверждает свою поддержку Индии в качестве достойного и сильного кандидата в постоянные члены расширенного Совета Безопасности ООН

18. Российская Федерация и Индия решительно осуждают терроризм в любых формах и проявлениях и вновь подчёркивают, что террористические акты не могут иметь оправдания, кто бы, где бы и во имя каких бы целей их ни совершил. Стороны заявляют, что двустороннее сотрудничество в деле борьбы с терроризмом является важным направлением российско-индийского стратегического партнёрства. Стороны вновь подтверждают своё намерение укреплять международное сотрудничество по борьбе с терроризмом, в том числе с его финансовой поддержкой, действуя при этом в соответствии с целями и принципами Устава ООН, соответствующих резолюций ООН и международных конвенций, а также с Глобальной контртеррористической стратегией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. В связи с этим стороны призывают международное сообщество к скорейшему принятию проекта Всеобъемлющей Конвенции по международному терроризму, находящегося на рассмотрении Генеральной Ассамблеи ООН. Они подчёркивают роль ООН как ведущей межправительственной организации - координатора усилий в борьбе с международным терроризмом. Стороны выражают озабоченность слиянием наркобизнеса с террористической и экстремистской деятельностью, что вызывает необходимость расширения совместных усилий, направленных на противодействие этой глобальной угрозе в рамках подписанного 12 ноября 2007г. в Москве Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

19. Российская Федерация выражает солидарность и поддержку Правительству и народу Индии в связи с террористическими актами в Мумбаи 26-29 ноября 2008 года. Стороны призывают все государства активно сотрудничать с властями Индии и оказывать им поддержку и содействие в усилиях, нацеленных на то, чтобы участники, организаторы, спонсоры, покровители, а также все, кто как-то связан с этими варварскими акциями, были найдены и привлечены к суду в Индии в соответствии с обязательствами, вытекающими из международного права и соответствующих резолюций СБ ООН по борьбе с терроризмом.

20. В связи с недавним конфликтом в Южной Осетии Российская Федерация и Индия приветствуют выработанные Президентами Российской Федерации и Франции принципы урегулирования ситуации на Кавказе и надеются, что предпринятые в этой связи шаги приведут к прочному миру и стабильности в регионе. Индия поддерживает важную роль Российской Федерации в обеспечении мира и сотрудничества на Кавказе.

21. Стороны выступают за основанную на взаимном доверии, равноправном сотрудничестве и уважении цивилизационного многообразия систему безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Они заявляют о своём намерении углублять взаимодействие в рамках многосторонних объединений в АТР, в том числе Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) и Диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА). Исходя из существующих традиционных дружественных связей индийская Сторона разделяет стремление Российской Федерации присоединиться к форуму "Азия-Европа" (АСЕМ) и механизму Восточноазиатских саммитов (ВАС).

22. Российская Федерации и Индия подчёркивают свою неуклонную поддержку миру, стабильности, процветанию и развитию стран Центральной Азии. Выделяя роль Шанхайской организации сотрудничества в регионе, российская Сторона выражает поддержку более активной роли Индии в качестве наблюдателя в Организации. Индийская сторона выражает Российской Федерации признательность за её поддержку и надеется на своё более конструктивное участие и больший вклад в деятельность этой Организации в будущем.

23. Российская Федерация и Индия решительно выступают в поддержку построения демократического и плюралистичного Афганистана. Стороны приветствуют присоединение Афганистана к СААРК в качестве восьмого члена в ходе состоявшегося в Нью-Дели в апреле 2007г. XIV саммита и уверены, что более широкое участие в региональном сотрудничестве и связях будет исключительно полезно Афганистану. Хотя за последние годы Афганистан сумел достичь многого, серьёзные трудности ещё впереди. Российская Федерация и Республика Индия обеспокоены ухудшением ситуации с безопасностью в Афганистане вследствие целенаправленного и скоординированного восстановления сил талибов, "Аль-Каиды" и прочих террористических группировок, роста трансграничного терроризма, его связей с международным терроризмом и международной наркопреступностью и, как результат, угрозой, которую такое развитие событий несёт успехам, достигнутым в недавнем прошлом. Стороны решительно осуждают террористический акт у Посольства Республики Индии в Кабуле 7 июля 2008г., а также гибель мирных жителей в результате террористических актов и боевых действий. Стороны призывают выработать целостную и единую международную концепцию противодействия этим угрозам, охватывающую как проблемы развития, так и безопасности Афганистана. Стороны приветствуют российскую инициативу по организации международной конференции по Афганистану в рамках Шанхайской организации сотрудничества, с участием государств - членов Организации и государств-наблюдателей.

24. Российская Федерация и Индия считают необходимым приложить все усилия, чтобы иранский ядерный вопрос решался мирными методами, путём диалога и переговоров. Они подчёркивают, что все стороны должны демонстрировать гибкость и сдержанность. Они придерживаются мнения, что Иран имеет право проводить исследования, осуществлять производство и использование ядерной энергии в мирных целях в соответствии со своими обязательствами по Договору о нераспространении ядерного оружия и другими своими международными обязательствами. Принятые Советом Безопасности ООН резолюции 1737, 1747, 1803 и 1835 указывают на то, что Ирану необходимо восстановить доверие мирового сообщества относительно исключительно мирного характера своей ядерной программы.

25. Стороны подтверждают приверженность достижению всеобъемлющего, прочного и справедливого урегулирования арабо-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой основе - резолюциях 242, 338, 1397 и 1515 Совета Безопасности ООН - путём переговоров, ведущих к формированию суверенного, независимого, жизнеспособного и единого Палестинского государства, живущего в мире с Израилем в рамках безопасных и признанных границ. Выражая поддержку инициативам квартета и Плану арабского урегулирования, Стороны надеются, что не будут потеряны те возможности урегулирования, которые появились после конференции в Аннаполисе. Стороны призывают к прекращению строительства израильских поселений на оккупированных палестинских территориях и к скорейшему и эффективному снятию ограничений на передвижение людей и товаров по территории Палестины. Стороны приветствуют положительное развитие ситуации в Ливане и выражают поддержку национального примирения, включая проведение 16 сентября 2008г. переговоров о национальном примирении. Стороны приветствуют предпринимаемые усилия по реализации сирийского трека мирного процесса.

26. Стороны намерены поднять своё стратегическое партнёрство на качественно более высокий уровень, поддерживать и укреплять узы дружбы, сотрудничества, взаимопонимания и доверия. Президент Российской Федерации приглашает Президента Республики Индии и Премьер-министра Индии посетить Российскую Федерацию в 2009г. в удобные для Сторон сроки. Индийская сторона выражает российской Стороне признательность за приглашение".

В нашем комментарии к этому документу мы отмечаем, что уже во втором пункте Декларации стороны "подтверждают свои приверженность и стремление углублять стратегическое партнёрство и наращивать взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям".

В развитии этого тезиса стороны заявляют, что они доведут двухсторонний товарооборот до 10 миллиардов долларов США к 2010 году.

Весьма важным является заявление сторон о том, что они "подчёркивают важность всеобъемлющей реформы международной финансовой и экономической архитектуры с целью её адаптации к новым реалиям мировой экономики и будут сотрудничать в различных форматах с тем, чтобы способствовать становлению более справедливого мирового экономического порядка, основывающегося на принципах многополярности, верховенства права, равенства, взаимоуважения и общей ответственности".

Далее стороны подтверждают расширение своего сотрудничества на новой качественной основе во многих отраслях, таких как энергетика, космос, информационные технологии, военно-техническое сотрудничество и других сферах.

Весьма интересно и многообещающе звучит пункт 15 Декларации, в котором стороны "выражают удовлетворение возрастающим и всё более целенаправленным взаимодействием в трёхстороннем формате РИК (Россия, Индия, Китай), которое создаёт основу для дальнейшего развития сотрудничества между тремя крупными государствами Азии. Оно становится важным фактором многосторонней дипломатии, вносит весомый вклад в укрепление нарождающейся многополярности и способствует формированию коллективного лидерства ведущих государств мира". Этот пункт важен тем, что стороны подтверждают возможность заключения между ними в будущем трехстороннего соглашения между собой по решению наиболее важных мировых проблем, что будет являться воплощением давнего предложения России.

В связи с этим логичным продолжением этого является и пункт 16 о развитии взаимодействия в формате БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Более того, "стороны приветствуют расширение сотрудничества между странами "Большой восьмёрки" и основными развивающимися экономиками и подчёркивают необходимость продвигать это сотрудничество и далее, чтобы создать более совершенный механизм коллективного лидерства в мировых делах". Провозглашённая цель имеет важнейшее значение для всего мирового сообщества.

Далее стороны подтверждают совпадение своих позиций по решению самых важных мировых проблем, начиная с борьбы с терроризмом, ситуацией в Афганистане, вокруг ядерной программы Ирана, ситуации на Кавказе, урегулированию арабо-израильского конфликта. Они заявили, что "выступают за основанную на взаимном доверии, равноправном сотрудничестве и уважении цивилизационного многообразия систему безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

В заключение стороны ещё раз подчеркнули, что "намерены поднять своё стратегическое партнёрство на качественно более высокий уровень, поддерживать и укреплять узы дружбы, сотрудничества, взаимопонимания и доверия".

Резюмируя текст этой Совместной декларации, мы считаем, что Президенту России Дмитрию Медведеву по итогам этого визита удалось уже поднять стратегическое партнёрство наших стран на более качественный уровень в интересах как России, так и Индии.

Лев Иванов.

06 декабря 2008 года.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован