21 мая 2009
7666

В. Цветков: Российско-украинские отношения между политикой и экономикой

Цветков Валерий Анатольевич - член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, зам. директора Института проблем рынка РАН.

Политические отношения двух стран находятся в глубоком всестороннем кризисе. Разрастаются конфликты вокруг собственности российских компаний на Украине. И все же теснейшее российско-украинское экономическое взаимодействие остается реальностью. Это не случайное стечение обстоятельств, а прямое наследие общей истории, точнее - органичное и закономерное ее продолжение. Многоуровневые кооперационные связи, взаимопереплетение и взаимодополняемость экономик, общность научно-технического потенциала, производственной базы и методов хозяйствования - все это и сегодня предопределяет наличие мощной стратегической составляющей российско-украинского партнерства.


1. Политическая составляющая российско-украинских отношений.
На протяжении 90-х годов российско-украинские отношения отличались высокой конфликтностью, а в новом тысячелетии они приобрели кризисную остроту. Негативные тенденции не смогли преодолеть или даже существенно смягчить ни вступивший в 1999 году в силу Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, ни прошедшие на Украине очередные президентские выборы, в ходе которых обычно российский фактор играет большую роль (и, как следствие, происходит некоторое внешнее сглаживание противоречий). Наоборот, в ходе последних выборов именно благодаря российскому фактору противоречия обострились. В середине первого десятилетия ХХI века двусторонние отношения оказались в глубоком, а главное, всестороннем кризисе. <...>
Обратимся к истории. 1 декабря 1991 г. избранный на пост президента Украины Л.М.Кравчук, заявил о категорическом отказе Киева дать свое согласие на какой бы то ни было союзный договор - не только политический, но и экономический.
В мае 1992 г. Киев отказался подписать Договор о коллективной безопасности государств СНГ и вообще участвовать в каком-либо военном союзе Содружества.
В 1993 г. украинское руководство не пошло дальше ассоциированного членства и не подписало соглашения об образовании Межгосударственного экономического комитета - первого наднационального органа СНГ. Не подписала Украина Устав СНГ, тем самым в техническом смысле отказавшись от членства в Содружестве.
Новые противоречия возникли и в российско-украинских отношениях, когда Киев в 1997 г. выступил в числе инициаторов и активных участников объединения ГУАМ, собравшего в себе наиболее "проблемные" с точки зрения российской дипломатии государства и преследующего цели строительства новых транспортных коридоров в СНГ, в той или иной степени альтернативных по отношению к российским.
С приходом к власти "оранжевой" коалиции Украиной был взят курс на евроинтеграцию. Соответственно, налаживание и поддержание внешнеторговых отношений с Россией на этом фоне стало не столь принципиальным. Затормозился и процесс вхождения Украины в Единое экономическое пространство.
Присоединение к ВТО в 2008 г. стало для Украины главным образом политическим шагом: принципиально было не только вступить в ВТО, а стать членом организации раньше, чем это сделает Россия. Таким образом, теоретически Украина получает ряд мощных рычагов давления на Россию.
На настоящий момент Украина в целом поддерживает идею создания зоны свободной торговли с Россией, но в более высоком уровне интеграции Украина не заинтересована. В частности категорически неприемлемым считается создание наднациональных органов и тем более гипотетический переход к валютному союзу - согласно Конституции Украина не может допустить утраты таможенного и бюджетного суверенитета. В качестве примера можно привести отказ Украины от участия в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) в качестве полноправного члена. Одновременно Украина выражает готовность идти на абсолютно аналогичные уступки в том, что касается гипотетического вхождения страны в ЕС.
Не способствуют налаживанию отношениям и "газовые конфликты" между Россией и Украиной (1993 г., 2005-2006 гг., 2007-2008 гг., 2008-2009 гг.), возникшие по вине украинской стороны, в связи с ее нежеланием выполнять взятые на себя обязательства по оплате приобретенного газа или как страны-транзитера.
Новым примером ухудшения российско-украинских отношений стало подписание в Брюсселе Декларации по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) представителями Украины, Европейской комиссии и трех международных банков в обход России и с нарушением всех рамок приличия. Подобный сговор потребителей и транзитеров разрушает действующую схему поставок газа, и Россия оказывается за бортом международных договоренностей. <...>

2. Основные показатели российско-украинского экономического сотрудничества.
Россия является одним из ведущих инвесторов Украины. Российские компании проникли практически во все отрасли украинской экономики. Связь и химическая промышленность, товары широкого потребления и пищевая промышленность, энергетика и автомобилестроение, банковский бизнес. Но, по большому счету, монопольным положением соседи могут похвастаться разве что в мобильной связи, нефтепереработке и производстве алюминия/глинозема, где доля российского бизнеса превышает 80%. Сегодня наиболее широко на Украине представлены: НК "Лукойл", Консорциум "Альфа-групп", компания "Базовый элемент" и АФК "Система".

Консорциум "Альфа-Групп":
· 67% акций нефтеперерабатывающего завода "ЛиНОС" (Лисичанский НПЗ);
· 76% акций Киевинвестбанка (переименованного в "Альфа-банк Украина");
· "Днепрэнерго" и 10% акций "Центрэнерго";
· контрольный пакет акций компании "Сторм" (которой принадлежит 40,1% "Киевстара");
· СМИ "Новый канал" и "Наше радио".

НК "ЛукОйл":
· Одесский нефтеперерабатывающий завод (который является одним из самых крупных предприятий этой отрасли на Украине) и сеть АЗС (около 200);
· контрольный пакет акций нефтехимического предприятия "Лукор" (г. Калуш, Ивано-Франковской обл.);
· телеканал СТБ.

Компания "РусАл":
· Николаевский глиноземный комбинат (который сейчас по объемам производства занимает второе место в мире);
· Днепровский металлургический комбинат.

Группа "Альянс":
· компании "Крымнефтепродукт" и "Херсоннефтепродукт";
· сеть АЗС (около 180);
· Стахановский вагоностроительный завод.

Минземимущества Республики Татарстан (28,8%) и ОАО "Татнефть" (8,6%):
· владеют пакетами акций компании "Укртатнафта" (которой принадлежит крупнейший на Украине Кременчугский нефтеперерабатывающий завод) (с учетом акционеров близких к правительству Республики Татарстан, порой представленных оффшорными компаниями, под контролем находиться около 56% акций НПЗ).

"АвтоВАЗ-инвест":
· 68% акций Запорожского алюминиевого комбината;

Группа "МАИР":
· контрольные пакеты шести предприятий по сбору и переработке черных металлов (Черкасского, Херсонского, Харьковского, Винницкого, Житомирского).

АФК "Система" (ОАО МТС):
· UMC ("Украинская Мобильная Связь", крупнейший оператор сотовой связи Украины).

Российской Федерации принадлежит 223 объекта по всей Украине, в том числе 150 объектов в Крыму. Из них 61 здравница. Цена российской собственности на Украине оценивается приблизительно в 10 млрд. долларов.
Присутствие российского капитала на Украине постоянно растет. По сообщению Госкомстата Украины, накопленные российские инвестиции в экономику страны на 1 января 2009 года составили 1,8 млрд. долл. США или 5,6% от общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За 2008 год инвестиции из России возросли почти на 400 млн. долл. США (рис. 1).

21.05.2009
www.perspektivy.info
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован