29 июня 2007
3921

Тезисы доклада руководителя рабочей группы Госсовета РФ Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области В.Ф. Чуба на заседании Госсовета 29.06.07

О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации


...Значительное влияние на состояние преступности в стране оказывают факторы, связанные с социально-экономическим и нравственным состоянием общества. Преступная среда в значительной степени пополняется лицами, не имеющими постоянного источника дохода. Из общего числа лиц, совершивших преступления, таких около 60 процентов.

___________


Доклада руководителя рабочей группы Госсовета РФ Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области В.Ф. Чуба на заседании Госсовета (Фото В.М.Соловьева)В соответствии со ст. 72 Конституции нашей страны, обеспечение общественной безопасности и охрана правопорядка - предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Это должно предполагать наличие у каждой стороны соответствующих реальных механизмов реализации своей части полномочий.

На практике же сложилось положение, при котором участие регионов в реализации этих, повторюсь, совместных полномочий ограничивается лишь правом финансирования милиции общественной безопасности из своих бюджетов да рекомендациями в решениях координационных совещаний при отсутствии нормативных документов об обязательности их исполнения. Необходимо это положение привести в соответствие.

___________


Одним из серьезных факторов, влияющих на ухудшение криминогенной обстановки в стране, является высокий уровень алкоголизма населения.

Каждое третье бытовое преступление совершается в состоянии опьянения. При этом доля нелегальной алкогольной продукции в стране составляет порядка 30 процентов.

Для россиян все еще типична низкая питейная культура. Соблюдение многочисленных традиций и обычаев превращает распитие алкоголя в непременные атрибуты жизни.

По официальным данным в России в конце 20-го века 60 процентов самоубийств и 80 процентов убийств совершалось в состоянии алкогольного опьянения.

И ещё, у нас в расчете на 100 тыс. населения алкоголизмом больны 1600 человек, а сахарным диабетом - 1700, то есть уровень алкоголизма сопоставим с заболеваемостью сахарным диабетом.

А если учесть, что, по мнению отечественных экспертов, учитывается только каждый десятый случай алкоголизма, то практически 17 тыс. на 100 тыс. человек больны алкоголизмом, т.е. каждый 6-й.

Эта цифра вполне сопоставима с самыми распространенными в России и мире сердечно-сосудистыми заболеваниями (19 тыс. человек). При этом средства, выделяемые бюджетами всех уровней на лечение больных, выглядят следующим образом: курс лечения от алкоголизма стоит порядка 6 тыс. рублей, сахарного диабета - 16 тыс., сердечно-сосудистых - 25 тыс. рублей.

В целях снижения уровня алкоголизма и предупреждения преступлений, совершенных на почве пьянства, рабочая группа рекомендует разработать научно обоснованную Концепцию государственной антиалкогольной политики в России. Она должна предусматривать широкий комплекс научно обоснованных мер с корректировкой последствий в случае их неэффективности; нужна планомерная работа, а не голое администрирование, нужно создание соответствующей среды и лечение, а не просто запрет.

Кроме этого, целесообразно создать специальный научно-методический центр мониторинга проблемы алкоголизма в стране и научно-исследовательское учреждение по проблемам его лечения. Аналогичные учреждения необходимо создать и на окружном уровне.

Большие надежды на изменение ситуации мы связываем с включением мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в состав национального проекта "Здоровье".

___________


Для последовательного формирования государственной системы профилактики правонарушений важное значение имеют усилия всех субъектов по разработке, принятию и последующей реализации соответствующих региональных комплексных программ.

Успешное воплощение в жизнь этих программ возможно лишь при условии достаточного финансирования. Однако вопрос софинансирования региональных программ остается довольно сложным.

Целевые финансовые поступления в отдельных субъектах недостаточны, что не позволяет не только реализовать программы в целом, но даже частично профинансировать мероприятия, предусмотренные в рамках формирования многоуровневой системы профилактики. Нужна помощь центра.

___________


Эффективной мерой предупреждения правонарушений является трудоустройство граждан, освобождающихся из мест заключения, на предприятиях и учреждениях муниципальной и государственной собственности. В ряде регионов страны приняты решения о выделении этой категории 3-х процентов рабочих мест в организациях с численностью свыше 30 человек. Для этих предприятий установлены налоговые и иные льготы. Это полезный опыт.

___________


С точки зрения рабочей группы, особая роль отводится профилактике правонарушений несовершеннолетних. Анализ показывает, что противоправное поведение подростков сегодня определяет криминальную ситуацию в стране на последующие 5-10 лет.

Согласно представленным материалам МВД России, в регионах создается база для работы с несовершеннолетними. Открыты 178 тыс. спортивно-массовых и военно - патриотических учреждений.

Ежегодно около 8 млн. детей посещают кружки, клубы, спортивные секции. В целях ранней профилактики активно формируется институт школьных инспекторов милиции. В этих образовательных учреждениях работают более 3 тыс. таких сотрудников.

Постепенно решается ключевая задача обеспечения антитеррористической безопасности дошкольных и общеобразовательных учреждений. Взяты под охрану, оборудованы системами видеонаблюдения, кнопками экстренного вызова милиции, системами контроля доступа 63 процента бюджетных учреждений.

Все большее число субъектов России ставит перед собой задачу формирования систем профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации.

В этих вопросах мы опираемся на исторический опыт. Дон всегда славился своими исконными традициями сильного местного самоуправления. Казачество никогда не оставляло без внимания детей-сирот, детей, нуждающихся в хорошем наставлении и воспитании.

На территории области действует 141 казачье образовательное учреждение (Казачьи кадетские корпуса, профучилища, патриотические клубы), в которых проходят обучение 26 тысяч детей и подростков, из них более 10% проблемных детей. Это дети-сироты и находящиеся под опекой (258 чел.), дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей (2062 чел.).

В казачьих образовательных учреждениях воспитывают гражданина России, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные и казачьи традиции, помогают ему самоопределиться в жизни.

Подсчитано, что годовое содержание кадета в три раза дешевле содержания подростка в спецшколе для правонарушителей.

С 1995 года, согласно Национальному плану действий в интересах детей, мы формируем в регионе систему ювенальной юстиции.

Сегодня область является базовой в развитии специализированного правосудия по делам несовершеннолетних (ювенальным судам). При обсуждении в Государственной думе законопроекта о введении ювенальных судов за основу взята областная модель. Наш опыт отражен в Постановлениях Верховного суда и реализуется в Программе ООН "Поддержка правосудия по делам несовершеннолетних".

Поэтому, в целях защиты прав детей и с учетом имеющегося опыта в некоторых регионах, предлагаю создать в России институт Уполномоченного по правам ребенка.

___________


В нашей стране в последние годы восстанавливается опыт работы добровольных общественных объединений правоохранительной направленности. С их участием в 2006 г. выявлено 462 тыс. административных правонарушений, задержано 411 тыс. правонарушителей, раскрыта 41 тысяча преступлений.

Практически во всех субъектах приняты нормативно-правовые акты, определяющие статус общественных формирований правоохранительной направленности, а также вопросы участия граждан в охране общественного порядка.

В целях профилактики правонарушений в общественных местах в ряде субъектов внедрены современные технические комплексы управления нарядами милиции, задействованными в системе единой дислокации. К их числу относится аппаратно-программный комплекс "Безопасность", созданный на базе УВД г. Перми. Его использование дает положительный эффект. В прошлом году там не было роста преступности в общественных местах, появилась устойчивая тенденция к снижению уличной преступности.

В г. Сургуте действует подобная система, включающая в себя электронную карту города, на которую выведены маршруты патрульно-постовых нарядов наружных служб и участковых.

В г. Омске маршрутные такси и автобусы оснащены тревожной сигнализацией с выходом на пульт вневедомственной охраны, что позволяет пресечь преступные посягательства в отношении водителей и пассажиров. Это новая ступень в работе МОБ.

Заметным событием общероссийского масштаба стало введение с декабря 2005 года в эксплуатацию специализированной межведомственной информационной системы "Правоохранительный портал Российской Федерации". Эту систему отличает профилактическая направленность благодаря чему она быстро заняла одно из ведущих мест в рейтинге правоохранительных Интернет-ресурсов. Ее цель- предотвращение преступлений в сфере налогового законодательства, мошенничеств, контрабанды, краж, а также розыск пропавших детей и преступников.

___________


Важнейшим звеном успешного формирования государственной системы профилактики является укрепление службы участковых уполномоченных милиции. Не случайно в разрабатываемых региональных программах профилактики правонарушений большое значение уделяется работе участковых непосредственно в жилом секторе, в "шаговой доступности" от проживания граждан и способности оперативно решать вопросы правопорядка на участке обслуживания.

В этой связи представляется целесообразным обратить внимание на опыт предупреждения правонарушений ГУВД Белгородской области. Метод административного участка, применяемый в регионе, позволяет значительно снизить количество совершаемых преступлений и повысить безопасность проживающих там граждан.

Вопрос профилактики правонарушений необходимо учитывать также и на уровне подготовки нашей молодежи в средне-технических и высших учебных заведениях.

Именно правовая неподготовленность выпускников порой служит в дальнейшем причиной как правонарушений, так и неумения противостоять им.

Система "Безопасный город" которая сформирована г. Ростове-на-Дону разработана на основе новейших отечественных и зарубежных технологий. Она состоит из элементов подобных систем, действующих в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Казани. Отличительная особенность в том, что в единое информационное поле включены дежурные службы УФСБ, ГУВД, УВД на транспорте, МЧС и Северо-Кавказского округа внутренних войск. Заложенные в основу системы технические решения предусматривают возможность её дальнейшего развития и расширения спектра решаемых задач.

Подводя итоги, хочу отметить, что профилактика правонарушений - это разносторонняя и многоплановая работа.

Здесь важны многие направления: развитие спорта и открытие спортсооружений, восстановление объектов культуры и организация досуга людей в них, переоснащение ПТУ и профессиональное обучение молодежи, вопросы экологии и охраны окружающей среды, правонарушений в сфере экономики.

Пережив системный кризис 90-х годов, Россия вступила в XXI век, обретая прежнюю уверенность, возвращая утраченные позиции великой мировой державы.

Настало время сверить государственные механизмы с этими новыми реалиями.

Безопасность как один из таких механизмов есть не что иное, как форма саморегулирования государственной системы, которая позволяет ей сохранить свое качество.


http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=14162&topicFolderId=4810&topicInfoId=0
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован