Эксклюзив
Богатырева Татьяна Георгиевна
28 октября 2010
5083

Татьяна Богатырева: Культура как качество жизни

Статья подготовлена совместно с кандидатом культурологии Шачневым С.А. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё большим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни. В "Глобальном докладе о человеческом развитии" говорилось о том, что развитие - это расширение возможностей выбора, параметры которого имеют тенденцию к постоянному изменению. Для человека наиболее значима возможность вести здоровую жизнь, приобретать знания и иметь доступ к ресурсам, позволяющим жить достойно. Одновременно люди ценят и другое, в том числе условия для творчества и самореализацию, гарантию прав, а также то, могут ли они активно участвовать в политической и культурной жизни" (1).

Опыт показывает, что по мере роста подушевого дохода в результате экономического роста показатели качества жизни улучшаются. Однако это улучшение не распространяется на все его аспекты, идет разными темпами и не является гарантированным. Требуется высокая сбалансированность развития, одновременное укрепление и расширение его человеческого, социального, природного и физического измерения. Авторы книги "Качество роста" констатируют: "Процесс развития имеет своей целью улучшить качество жизни людей, расширяя их возможности по формированию собственного будущего. Обычно для этого требуется более высокий подушевой доход, но этого мало. Также требуется более справедливое образование и перспективы трудоустройства, большее равенство между полами, лучшее здравоохранение и питание, более чистая и устойчивая окружающая среда, беспристрастная судебная и юридическая система, более широкие гражданские и политические свободы, а также более полная культурная жизнь" (2).

В современном мире качество жизни необходимо связывать с требованиями гуманизации положения человека в обществе. Критерии, которые конкретизировали бы основополагающие гуманистические ценности, видятся в достаточном удовлетворении не только материальных, но и социокультурных потребностей человека на основе расширения возможностей свободы индивидуального выбора. Сегодня цель людей - не просто производство, получение доходов и потребление, а благополучие с точки зрения полноты самоосуществления, индивидуального и коллективного самовыражения. Удовлетворение духовных, культурных запросов людей, нации, социума необходимо для того, чтобы гуманизировать весь процесс развития.

Культура становится особым "источником" качества жизни с вступлением общества постиндустриальную стадию. В таком обществе возрастают затраты на овладение знаниями, культурными ценностями, растет уровень подготовки специалистов, а качество жизни расширяет возможности людей в формировании собственного будущего.
Правы авторы, которые, исследуя гуманитарные аспекты качества жизни, утверждают, что сугубо утилитарный подход к человеку, когда его рассматривают как средство достижения различных целей, неприемлем для современного общества, для понимания назначения человека, его призвания и достоинства. "Именно человеческое измерение, "человечность", как особая ценность содержания всех видов социальной деятельности, становится приоритетом при оценке социального развития общества, в том числе и его главной стратегической цели - повышения качества жизни" (3). Гуманитарные подходы такого рода отчетливо высвечивают важность изучения взаимосвязей качества жизни и культуры как всеобъемлющего проявления человечности.

Динамика связей культуры и качества жизни остается малоисследованной. Наработки в этой области часто не идут дальше осторожного анализа проблемы, заканчиваясь как правило верными, но недостаточными для прояснения проблемы выводами о зависимости качества жизни от степени интериоризации человеком духовных ценностей. Нельзя, правда, не отметить плодотворности существующих подходов к анализу структуры досуга как фактора, обеспечивающего качество жизни. Перспективно также изучение дизайна как современной эффективной технологии качества жизни, которая с одной стороны, создает материальные ценности и способствует повышению конкурентоспособности российской продукции, а с другой стороны, является важным компонентом воспитания эстетических вкусов и предпочтений общества, формирования новых потребностей, культурных норм и ценностных установок человека через гармонизацию и эстетизацию окружающей среды.
Качество жизни человека и общества достаточно полно охватывают три области: удовлетворение потребностей человека (трудовых, социальных, культурных и др.); условия жизни (природная и культурная среда); виды деятельности (труд, быт, досуг и др.). Культурная составляющая входит во все три очерченные области. Дать характеристику качества жизни человека и общества, выработать номенклатуру показателей качества жизни человека или социальной группы, невозможно, не учитывая культурной составляющей. Это важно с точки зрения целостного и подробного изучения феномена качества жизни, а также выявления конкретных ареалов культуры, развитие которых реально способствует повышению качества жизни людей.

Прежде чем дать характеристику соотношения качества жизни и культуры, отметим, что само понимание роли культуры в обществе не лишено проблем и интерпретируется по-разному. Существует круг специалистов, которые говорят о том, что культура важна сама по себе, и которые готовы "видеть в культуре элемент несущей конструкции общества, который соединяет его с далекими целями или с памятью о самом себе" (4).

Сторонники же инструменталистского подхода к культуре воспринимают ее прежде всего как поле деятельности культурных институтов, т.е. как "организованную культуру", встроенную в более широкую действительность, где она взаимодействует с образованием, экономикой, городским планированием и другими сферами человеческой деятельности (5). В этом случае культура все теснее сопрягается с развитием общества, становится важным показателем качества жизни, требуя для изучения не узкоотраслевого, а комплексного, системного подхода. По сути, в этом случае культура рассматривается как измерение самого развития. Для рассмотрения культуры в аспекте повышения качества жизни важен именно инструментальный ракурс, который позволяет "встраивать" культуру в более широкую действительность, где она взаимодействует с образованием, экономикой, городским планированием и другими сферами человеческой деятельности (6). Инструментальный ракурс связан с эффектами культуры, которые касаются ее влияния на социально-экономические процессы. С позиций таких "внешних" эффектов выделим важную роль культуры как ресурса развития, то есть получения экономических выгод от использования культурного наследия, деятельности культурных индустрий и пр.

Развитие секторов, связанных с культурой, оказывает влияние на привлечение капиталов и людских ресурсов к тем местам, которые становятся центрами нового и современного в культуре, культурная же деятельность и культурные институты все чаще воспринимаются как инструмент расширения экономической базы, способный компенсировать потерю рабочих мест в тяжелой промышленности или сфере обслуживания. Культурная активность становится неотъемлемым инструментом муниципальных и региональных маркетинговых стратегий, направленных на привлечение мобильного международного капитала и специалистов (7).


Рассматривая культуру в инструментальном ракурсе, мы видим в ней средство борьбы с бедностью, активизации локального развития.

Другой ракурс рассмотрения культуры связан с выделением ее конструктивной творческой роли, которая может проявляться, например, в налаживании процессов коммуникации, влиянии творчества на формирование облика общества или же обретении человеком чувства гордости за принадлежность к той или иной общности. Эти эффекты назовем "внутренними", они связаны с развитием гуманистических измерений культуры, включая творческое самовыражение человека, развитие искусств, культурных коммуникаций, - всем тем, что связано с традициями, верованиями, ценностями людей и стилями их жизни. Изучая "внутренние" эффекты, производимые культурой, целесообразно сосредоточить внимание на тех из них, которые позволяют говорить о роли культуры с точки зрения ее возможностей придать значение социальной жизни в целом, насытить ее моральными аспектами, а также смыслами толерантности и уважения человеческой личности, что также является неотъемлемым компонентом качества жизни людей.

В целом, если рассматривать культуру как аспект человеческого развития, то необходимо иметь достаточно широкие представления о ее вкладе. Оценивая вклад культуры в достижение качества жизни, необходимо исходить прежде всего из возможности свободы выражения культурных ценностей людей, свободы мысли, обмена информацией и мнениями, а также творческого самовыражения. Важным является и то, может ли человек свободно определяться по отношению к своей культуре, существуют ли условия для развития культурной самобытности, языка, традиций и обычаев. Обсуждая тему прав человека на культуру как тему качества человеческой жизни, мы должны также отметить постепенно формирующееся понимание того, что право человека на культуру - это не только продвижение культурных образцов в массы или создание условий для приобщения к культурным ценностям, это и право на собственную культурную специфику. "Если люди имеют возможность свободно мыслить и выражать свое мнение так, как они этого желают, если существуют благоприятные условия для проявления их творческих способностей в различных аспектах жизни, если они способны общаться между собой, учиться один у другого, то качество их жизни станет высоким" (8), - подчеркивается во Всемирном докладе по культуре, подготовленном ЮНЕСКО.

Корректировка социокультурной сферы в условиях глобализационных и модернизационных процессов требует выделения сегментов, развитие которых могло бы наиболее эффективно повлиять на улучшение качества жизни населения. Иными словами, необходимо найти те "болевые точки" в современной социокультурной ситуации, где проблемы связи культуры и качества жизни ощущаются наиболее остро.

В научных разработках, посвященных культуре, основное внимание уделяется феномену высокой культуры. С важностью этого нельзя не согласиться, поскольку содержание культуры - это в значительной мере культурная память, ценности, унаследованные от прошлых поколений. Тем не менее, классическая парадигма изучения культуры существенно меняется, когда происходит обнаружение новых структур порядка, формирующихся на уровне повседневности. Внимание к повседневной жизни позволяет выделить актуальные стратегии изучения культуры, которые важны для оценки качества жизни с позиции того, что точкой отсчета является повседневный опыт человека. Это позволяет достичь целостного восприятия культуры и ее связи с качеством жизни людей. В задачах исследования культуры повседневности предполагается изучение структуры массовой культуры, истории моды, дизайна, кинематографа, популярной музыки, средств массовой коммуникации, репрезентации тела и гендерных различий. Особое значение приобретают такие объекты анализа как сегменты индустрии культуры, городское пространство, досуг, тенденции в потреблении культурных товаров.

Некоторые исследователи с сожалением отмечают, что в условиях общественных перемен в России культура стала словом обиходным, утилитарным и обозначает прежде всего досуг. Однако такое понимание вряд ли уменьшает значимость досуга, удовлетворенность которым является одним из важнейших индикаторов положения и социального самочувствия людей. На отсутствие возможности провести свой досуг так, как хотелось бы, часто указывают как одну из наиболее болезненно переживаемых причин неустроенности собственной жизни. Стратегии досуговой деятельности в условиях общественного реформирования, связаны с возрастанием значимости местного уровня и предполагают поиск новых потребительских сегментов, позитивное отношение к сектору творческих индустрий. Перспективы связаны с поддержкой уникальных проектов, нацеленных на поддержку локальной культуры, отражающих интересы и потребности всех слоев общества и способствующих тем самым росту качества жизни.

Стремление сопрячь культуру и качество жизни подвигает исследователей на поиск адекватных особенностям понимания культуры и ее роли в общественном развитии показателей культурного благосостояния человека. Сегодня существуют различные подходы к формированию показателей культурного развития. Существуют две основные трудности: разработка надежных показателей и поиск данных. Количественные переменные часто оказываются недостаточными, отражают узкое понимание культуры, а некоторые нужные показатели практически отсутствуют. Сложности формулирования показателей культурного развития во многом связаны также с неоднородностью культуры. Это во многом определяет проблемы с выработкой интегральных показателей культуры.


При страновых сравнениях чаще других употребляются данные о расходах на культуру и сохранение наследия, а также данные, отражающие уровень продаж культурной продукции. Менее употребляемые касаются культурной дискриминации, официальных языков, культурного образования, состояния культурной индустрии, использования свободного времени. В приоритетах будущих исследований - индикаторы, связанные с учетом культурного многообразия, участия в творческой деятельности и доступе к культуре (9).

Выделим такую проблему, как выбор показателей и критериев качества жизни в локальном сообществе и осуществление мониторинга этих показателей. При выборе таких показателей необходимо учитывать как объективные характеристики уровня жизни, определяющие степень удовлетворения материальных и социальных потребностей человека и общества в целом, так и субъективные, связанные с социально-культурными, духовно-нравственными, морально-этическими аспектами жизни людей.

К показателям качества жизни, характеризующим культурную составляющую локального сообщества, относятся экономические показатели финансирования культуры в национальном, региональных и муниципальных бюджетах, и социологические показатели, фиксирующие удовлетворенность или неудовлетворенность населения состоянием культурной жизни сообщества.

В российских условиях при установлении критериев, определяющих качество жизни населения, культурные показатели, как правило, не учитываются, не выделяются основные культурные факторы, в наибольшей степени влияющие на ситуацию. Отсутствие соответствующих данных затрудняет проектирование и планирование социокультурного развития на региональном или муниципальном уровне.

Одной из задач, которая требует своего решения, является задача мониторинга культурной составляющей качества жизни. В числе показателей, которые отслеживаются в процессе мониторинга, могут быть показатели, свидетельствующие
- об общей оценке населением социокультурной ситуации,

- оценке важности задач решения социокультурных проблем по сравнению с политическими, экономическими проблемами,

- оценке населением деятельности властных структур, государственных и общественных организаций по решению социокультурных проблем.
Важен также мониторинг приоритетных задач в социокультурной сфере, ранжирование соответствующих рисков, изучение приемлемости проводимых мероприятий и происходящих изменений в качестве жизни.

Итак, культурное измерение качества жизни, выработка адекватных показателей являются важной стороной исследования проблемы качества жизни в целом. В условиях поиска оснований стабилизации российского общества, достижения справедливого социального развития остро встает вопрос о выявлении ресурсов культуры, способных повысить качество жизни населения. Активизация участия людей в культурной жизни, содержательный досуг, формирование городской среды, развитие культурного туризма и индустрии развлечений - все это стратегически важные аспекты, которые являются факторами изменения качества жизни людей.

Выявление социокультурных условий и факторов, детерминирующих качество жизни населения и использование ресурсов культуры и способных повысить качество жизни населения, служит задаче придания социального смысла тем преобразованиям, которые осуществляются в стране, и в целом достижению гуманитарных целей российского общества.
_______________________________________________________________________________
1. Human Development under Transition/ Summaries of National Human Development Reports, 1996, Europe & CIS. UNDP.-N.Y., 1996.

2. Качество роста. 2000./В.Томас и др./ Пер. с англ. - М., 2001. С. ХVП.

3. Конча Л.И. Гуманитарные аспекты качества жизни// Качество жизни. Приоритеты социального развития. Сб. докладов Международной научно-практической конференции. М., 2008. С.110.

4. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в ХХI веке. М., 2005.С. 43-44

5. Там же. С.6.

6. См.: там же.

7. См.: там же. С. 48-49.

8. Всемирный доклад по культуре 1998. Культура, творчество и рынки. М., 2001. С. 328.

9. См.: Всемирный доклад по культуре 1998. Культура, творчество и рынки. М., 2001.
Viperson

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован