Эксклюзив
04 марта 2009
12716

Стенограмма заседания Общественного Комитета `За честные выборы!` на тему `Итоги выборов депутатов в субъектах РФ 1 марта 2009 года` от 03.03.2009

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Мы начинаем нашу работу. Тема нашего заседания: "Итоги выборов депутатов в субъектах РФ 1 марта 2009 года". По заявленной теме выступит член Центральной избирательной комиссии Геннадий Иванович Райков.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я расскажу вам о нововведениях, которые использовались в работе Центральной избирательной комиссии на выборах, об итогах выборов и о жалобах, которые поступали. По вопросам жалоб у меня работы было мало. 25 жалоб поступило непосредственно к нам в Центральную избирательную комиссию. Не очень большое количество жалоб было в избирательных комиссиях субъектов. Следующим фактором является то, что мы впервые вывели муниципальные выборы на экран ГАС "Выборов" в информационный центр. Муниципалитеты в режиме on-line вводили протоколы, и каждый мог видеть их на экране. На экране можно было видеть явку и результат. Это нововведение, так как до сих пор систему ГАС "Выборы" не вводили в муниципальные выборы. В пяти субъектах Российской Федерации мы проводили электронный опрос. Это хутор Петровский в Волгоградской области, село Каргасок в Томской области и Вологда. Это Новомосковский вариант. Мы расширили географию. Если в Новомосковске было 5 тысяч человек, то здесь было уже 30 тысяч человек, участвующих в электронном опросе. Явка на электронный опрос составила от 80 до 90%. Это очень высокая явка. Поэтому, когда мы взяли результаты электронного опроса и результаты живых бюллетеней, то корреляция между цифрами оказалась в пределах 1%. Это в пределах погрешности. Кроме этого мы провели два новых электронных опроса. Это социальная карта в Нижневартовске. Эта процедура прошла проще, потому, что там с 18 лет все имеют социальную карту. Мы на социальные карты закачали бюллетени, договорились с банками. Это банковская карта. 93% после голосования высказали свое мнение. Корреляция тоже почти ноль. И один социальный опрос мы делали при помощи мобильных телефонов по СМС в городе Радужном Владимирской области. 40% человек, пришедших на выборы, приняли участие в СМС голосовании. Раз 40%, то корреляция уже совсем другая. В чем сложности, которые мы сейчас будем дорабатывать. У пожилых людей часто возникали проблемы с тем, что они, забыв дома очки, не могли прочитать, когда мы вводили им бюллетень. Вторая проблема заключается в том, что нужно было сделать много манипуляций. Шесть раз нужно было нажать на мобильный телефон, чтобы проголосовать. Мы заблокировали эту систему, чтобы не мог выйти другой, чтобы была анонимность, но как-то переблокировали. 40% пришло, это опыт, мы его будем изучать, к концу месяца сделаем окончательные отчеты, наши предложения по дальнейшему развитию этого направления. Это общие вопросы. Сейчас я доложу вам о результатах выборов. Основные выборы - это выборы в 9 регионах. Я освещу вам показатели явки в этих регионах. В Кабардино-Балкарии явка составила 83,64%. На предыдущих выборах явка составляла 75,66%. По Карачаево-Черкесии явка составила 77,44%, на прошлых выборах явка составляла 81,11%. В Татарстане явка на выборах этого года - 78,79%, на прошлых выборах - 83,18%. В республике Хакасия - 50,37%, на прошлых выборах - 38,43%. В Архангельской области - 37,87%, на прошлых выборах было 39%. В Брянской области - 48,41%, на прошлых выборах - 50,68%. Во Владимирской области - 33,93%, на прошлых выборах было 29, 87%. В Волгоградской области - 42,11%, на прошлых выборах было 50,74%. В Ненецком автономном округе - 48,65%, на прошлых выборах у них было 60%. Итог по России на выборах 1 марта 2009 года - 55,793%, на прошлых выборах - 56,576%. Если взять в целом по России, то фактически разница составила полпроцента. Я бы сказал, что такая разница не является существенной. Выборы показали, что активность населения в этих регионах, несмотря на кризис, осталась на том же уровне, что и была на предыдущих выборах 4 года назад. Сейчас я вам расскажу об участии партий на выборах и об их результатах. В Кабардино-Балкарии Всероссийская политическая партия "Единая Россия" набрала 72,29% голосов избирателей, КПРФ - 8,36%, ЛДПР - 7,02%, политическая партия "Справедливая Россия" - 12,26%. Политическая партия "Патриоты России" участвовали на выборах в Кабардино-Балкарии, но набрали менее одного процента. В Карачаево-Черкесии Единая Россия получила 69,55%, КПРФ - 10,07%, ЛДПР - 2,06%, Справедливая Россия - 5,03%, Патриоты России - 11,39%. В Татарстане - Единая Россия получила 79,31%, КПРФ - 11,15%, ЛДПР - 3,08%, Справедливая Россия - 4,83%. В Хакасии Единая Россия получила 57,33%, КПРФ - 14,69%, ЛДПР - 10,24%, Справедливая Россия - 7,18%, Патриоты России - 7,27%. В Архангельской области - Единая Россия получила 51,87%, КПРФ - 16,64%, ЛДПР - 10,02%, Справедливая Россия - 17,82%. В Брянской области - Единая Россия получила 53,83%, КПРФ - 23,68%, ЛДПР - 10,35%, Справедливая Россия - 8,67%. Во Владимирской области Единая Россия получила 51,27%, КПРФ - 27,15%, ЛДПР - 8,85%, Справедливая Россия - 8,84%. В Волгоградской области Единая Россия получила 49,44%, КПРФ - 23,57%, ЛДПР - 9,84%, Справедливая Россия - 13,32%, Патриоты России набрали 1,17%. В Ненецком автономном округе Единая Россия получила 42,46%, КПРФ - 20,88%, ЛДПР - 19,78%, Справедливая Россия - 12,07%. Это те проценты, которые набрали, но по мандатам несколько иная ситуация, потому, что где-то шли по единым спискам, где-то были одномандатные округа. В Республике Хакасия Справедливая Россия получила в итоге 4 мандата. То есть она по единому округу набрала 3 мандата и по одномандатному округу - 1 мандат. ЛДПР получила 5 мандатов, Патриоты России - 3 мандата, КПРФ - 7 мандатов. Единая Россия получила 53 мандата, потому, что они выиграли по спискам 22 мандата и 31 мандат выиграли в одномандатных округах. И самовыдвиженцы выиграли 3 мандата. Вот весь парламент Хакасии на сегодня. По Татарстану прошло две партии. В итоге Единая Россия получила 86 мандатов из 100, у них 100 было, КПРФ - 6 мандатов и 7 мандатов получили самовыдвиженцы. Две партии представлены в Татарстанском парламенте. ЛДПР и Справедливая Россия в одномандатных округах не выиграли, по спискам не выиграли. Кабардино-Балкарская республика. ЛДПР получила 5 мандатов. Это 6,95% в парламенте. КПРФ - 6 мандатов, 8,33% в парламенте, Единая Россия - 52 мандата, у них был единый округ, Справедливая Россия - 9 мандатов. Так представлен Кабардинский парламент. В Карачаево-Черкесии Патриоты России получили 4 мандата, Справедливая Россия - 3 мандата, КПРФ - 5 мандатов, Единая Россия - 48 мандатов, самовыдвиженцы получили 12 мандатов. ЛДПР не получила мандатов в этой республике. Архангельская область. Единая Россия - 39 мандатов, соотношение 19 по списку и 20 в одномандатных округах, Справедливая Россия - 5 по списку и 4 в одномандатных округах, всего 9 мандатов, КПРФ - 5 по списку и 1 в одномандатном округе, всего 6 мандатов, ЛДПР получила 2 мандата по списку, самовыдвиженцев 6. Вот состав Архангельского областного Собрания - 62% Единая Россия, 14,52% Справедливая Россия, 9,68% КПРФ, 3,23% ЛДПР, 9,68% депутаты, которые не принадлежат к партиям. Ненецкий автономный округ. У них всего 11 мандатов. Из них 6 мандатов получила Единая Россия, 54,55%, Справедливая Россия получила 1 мандат, 9,09%, КПРФ - 2 мандата, 18,18%, ЛДПР - 2 мандата. Владимирская область. Единая Россия получила 27 мандатов, 11 по спискам, 16 в одномандатных округах, 71,05%, Справедливая Россия получила 1 мандат, 2,63%, ЛДПР получила 0 мандатов, КПРФ получила 7 мандатов, 18,42%, самовыдвиженцы получили 2 мандата, 5,27%. Брянская область. ЛДПР получила в Брянской области 2 мандата по списку, КПРФ получила 8 мандатов, Единая Россия - 47 мандатов, Справедливая Россия - 3 мандата, 2 по списку и 1 в одномандатном округе, самовыдвиженцев там не было. По процентам Единая Россия занимает 78%, КПРФ - 13%, ЛДПР - 3,3%, Справедливая Россия - 5%. Волгоградская область. У них тоже была смешанная система. Единая Россия получила 27 мандатов. Это 71,05%. КПРФ получила 6 мандатов. Справедливая Россия получила 3 мандата, все по спискам. Патриоты России ничего не получили. ЛДПР получила 2 мандата по спискам. Вот соотношения в парламенте Волгоградской области. И еще я расскажу, как были распределены административные центры. В шести городах победили кандидаты от политической партии "Единая Россия". В Анадыре избран А.Г. Щегольков (47%), в Биробиджане - А.А. Винников (63,22%), в Благовещенске - А.А. Мигуля (83,47%), в Новосибирске - В.Ф. Городецкий (73,22%), в Смоленске - Э.А. Кочановский (28,51%), выдвигавшийся путем самовыдвижения. В Челябинске избран М.В. Юревич (57,53%), в Чите - А.Д. Михалев. В Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Томске будет проводиться повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Я не буду говорить по итогам муниципальных выборов, но могу сказать одну особенность этих выборов. Если на региональных выборах, на выборах мэров партии принимали активное участие, то на муниципальных выборах принимали участие преимущественно самовыдвиженцы. Наибольшую активность на муниципальных выборах проявила Единая Россия, Справедливая Россия, ЛДПР. Этот процент не такой большой, как процент самовыдвиженцев. На муниципальных выборах было большее число всевозможных нарушений. Я приведу в пример Московскую область, город Жуковский, где из 34 участков на 7 участках выборы были признаны недействительными. Признаны юридически правильно, потому, что если открываешь ящик, а там оказывается на 50 бюллетеней больше, то выборы недействительны. На одном участке был задержанный милицией. Речь идет о так называемой карусели. Человек был взят с поличным, шел подкуп. Продавались бюллетени, и выборы на этом участке признаны недействительными. 7 из 34 - это одна пятая часть. Это уже тревожно. В Балашихе на 5 участках выборы были признаны недействительными из-за юридических нарушений, которые там были совершены. Естественно по Жуковскому будут жалобы. Человек скажет, что он бы выиграл, а выборы признаны недействительными. Но в урне для голосования оказались лишние бюллетени. Как они там оказались? Это недостаток работы не только тех, кто там все устанавливал, но и недостаток работы участковой комиссии, которая вела недостаточный контроль за выборами. Мы будем по этому вопросу делать выводы. Нарушений больше было на муниципальных выборах. О чем это говорит? Если партии дошли до центров, то до поселков они еще не дошли. Я призываю политические партии принимать активное участие в муниципальных выборах.

Павленко Александр Александрович (политическая партия "Справедливая Россия")
Вот этот звоночек, эта тревожная тенденция на выборах местного самоуправления, о которой сейчас сказали, показывает, что все-таки надо находить некоторые формы альтернативного волеизъявления граждан в таких регионах, где есть руководители предприятий, которые контролируют население через зарплату, через участие на работе. Мы пытались это сделать в Москве, и закон о местном самоуправлении позволяет это сделать. Например, проводить такую форму, как сходы граждан на уровне местного самоуправления для того, чтобы четко понять тенденцию волеизъявления граждан и их отношение к власти, к депутатам. Административного ресурса, усилий наших средств для проведения таких сходов недостаточно. Мне кажется, что с помощью Центральной избирательной комиссии можно было бы накануне таких выборов инициировать сходы жителей для того, чтобы гражданам позволить свободно донести свое отношение к депутатам, к руководителям предприятий, к существующей власти. Закон дает возможность осуществления такой формы. Наверное, найдется инициативная группа, активисты, которые на уровне местного самоуправления этот сход организуют. Мы тогда увидим, как можно оценить политическую ситуацию в данном муниципалитете.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
ЦИК - это государственный орган. Почему я вам это говорю и почему обращаюсь к политическим партиям? Организовывать сход это не наша компетенция. Если партии будут работать в этом направлении, то они могут сход организовать.

Бородина Наталья Алексеевна (политическая партия "Справедливая Россия").
Я думаю, что Александр Александрович имеет в виду немного другое, что не надо бояться услышать точку зрения жителей в разных формах, в том числе и через сход граждан. Сегодня власть реагирует на любой сбор жителей отрицательно.

Ясинский Игорь Алексеевич (ЛДПР).
Либерально-демократическую партию России радует высокая активность избирателей в регионах, но, естественно, нас огорчает тот процент, который мы там набираем. Кроме того порадовало то, что кандидат с фамилией Грызлов на выборах в Санкт-Петербурге на местных выборах проиграл. Это хороший сигнал того, что именно в Санкт-Петербурге не было жесткого административного ресурса, и человек не смог выиграть выборы. Возвращаясь к вопросу о муниципальных выборах, я думаю, что необходимо поменять принцип формирования избирательных комиссий. Объясню почему. Избирательная комиссия на муниципальном уровне формируется из жителей данного муниципального образования и соответственно с этой муниципальной комиссией можно делать все что угодно. Соответственно по инстанции все остальные комиссии, но я не говорю, что Центральная избирательная комиссия, также подходят под это влияние. Есть такое предложение. Уже существует хорошая форма. В избирательных комиссиях сидят одни и те же люди много лет. Формируются они за счет политических партий и общественных организаций. А есть такая форма, как избрание суда присяжных. Нужно сделать выборку из людей, которые проживают в данном регионе, на время выборов, как в суд присяжных, выдвигать в эти комиссии, а от политических партий и всех остальных организаций люди могут присутствовать, но не в качестве членов избирательной комиссии, а в качестве наблюдателей или членов с совещательным голосом. Тогда давление на этих членов комиссии будет минимальным. Тогда, может быть, и произойдет то, о чем вы говорите. Возможно, эти люди даже смогут перемещаться из одного региона в другой. Об этом нужно думать. Спасибо большое.

Смирнов Вячеслав Николаевич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
На этих выборах фактически только в Тольятти и частично по Московской области наша партия косвенно участвовала в выборах. В Тольятти участвовал список "Декабрь", в котором в основном все были членами партии "Правое Дело". Кандидаты от списка "Декабрь" были известны и до создания партии "Правое Дело". Там они получили 26%, выйдя на второе место после "Единой России". Такой результат был получен за счет того, что у них были хорошие юристы. Они не делали ошибок и не жаловались потом, что избирательная комиссия за не указание региона их снимает. Самим не надо подставляться. Вторым фактором успеха являлось сильное массовое поле, вплоть до того, что договорились с некоторыми партиями и там, где партии любого спектра кроме "Единой России" не могли послать своих наблюдателей, представители от "Декабря" от этих партий были туда делегированы, и на всех участках было по четыре наблюдателя. Они хорошо поработали, поэтому хорошо получили, несмотря на противодействия администрации. Претензий там особых нет. Если только сейчас не признают мандаты. По Московской области тоже поработали в некоторых районах, но пока говорить не о чем. Это были экспериментальные выборы для партии "Правое дело". Про случай в Жуковском, где в урне оказалось большее количество бюллетеней, хотелось бы сказать следующее. Здесь сложно сказать, кто это организовал. По моим данным там лежали бюллетени, не взятые откуда-то с потолка, а с соседнего избирательного участка. То есть когда эта "карусель" берет бюллетени с одного участка, а потом либо она ошиблась в раздаче, либо, может быть, специально, чтобы сорвать выборы, десять человек не проголосовали, и они кинули другим на этом участке. Таким образом, возможно и применение административного ресурса. Посмотрели, что бюллетени другие и не стали признавать итоги выборов. И по поводу избирательных комиссий. Мы сталкивались с этим на прошлых выборах и на этих выборах, особенно муниципальных. Если в избирательную комиссию назначаются новые люди, то были случаи на этих выборах, что они просто не ходят. Люди говорят, что ваши выборы нам не нужны. Они случайно попали в эту комиссию и отказываются тратить свое время. Откуда брать членов в муниципальную комиссию? Это тоже большой вопрос. Нормальный человек не будет тратить свое время на участие в муниципальной избирательной комиссии. Это проблема.

Шашвиашвили Иван Арчилович (партия Мира и Единства).
Выборы во всех округах состоялись как факт. Но я бы хотел обратить внимание на следующую сторону. Я внимательно прослушал данные по итогам выборов, которые нам предоставил Геннадий Иванович. Вот Владимирская область, Волгоград, Брянск. Что тут таиться? Люди не пришли на голосование. По прошлым выборам люди помнят, как их заставляли приходить на выборы. Мы взяли информацию с четырех точек непосредственно от избирательных комиссий. Это Волгоград, Брянск, Владимир. Там народ не пришел. Это повторяется от одних выборов к другим. Нам надо думать не о цифрах, а о том, чтобы на следующие выборы люди пришли к избирательным урнам. А цифры мы можем написать. При социализме это называлось "очковтирательством" и припиской. Я думаю, что в наше время происходит то же самое.

Журавлев Владимир Владимирович (Всероссийская ассоциация общественных объединений "Союз молодежных организаций РФ").
Статистика показывает, что все прошло нормально, достаточно успешно. А если вглядеться пристальнее, то можно увидеть много недостатков, много всего того, о чем мы можем говорить, что с ростом экономического кризиса будет усугубляться. И я прошу нашу уважаемую организацию, политические партии поддержать нашу инициативу о проведении Всероссийского форума социальных инноваций. Нам нужно изменить отношение людей, изменить в головах отношение к жизни, отношение к государству, отношение к обществу.

Дмитриева Наталья Владимировна (Совет по консолидации женского движения в России).
Женские организации активно участвовали в работе избирательных комиссиях на местах и принимали активное участие на выборах в муниципальные образования. Надо сказать, что процент у нас здесь хороший. Активность женской части электората всегда выше активности мужской части. Так сложилось, что женщины более активно участвуют в выборах. Соответственно, эти выборы показали, что стереотип, что женщины не голосуют за женщин, преодолевается, и надо сказать, что многие представительницы женских общественных организаций победили на выборах в муниципалитеты. Я много ездила по стране перед вторым Всероссийским женским съездом и могу сказать, что там, где женщины возглавляют местные органы власти на уровне муниципалитетов, хозяйство крепкое и дела обстоят хорошо. Не далее, как 1 марта, я поехала в Калужскую область, в маленький городок Мещовск, где выборов, правда, не было, но там абсолютное большинство на уровне муниципальной власти занимают женщины, и женщина является главой этого городского поселения. Социальная обстановка там намного спокойнее и лучше, чем, может быть, в других местах, где во главе стоят мужчины. И последнее, что я хотела бы сказать. То высокое доверие, которое было оказано партии "Единая Россия", судя по тем цифрам, которые мы сегодня услышали, а именно в абсолютном большинстве регионов, в 9 регионах получила большинство голосов именно эта партия на выборах в законодательные собрания - это не просто аванс. Это, я считаю, колоссальный вызов этой партии, поскольку в условиях разворачивающегося экономического кризиса, который нам всем предстоит переживать в ближайшее не столь короткое время, у этой партии должна быть очень сильная программа и очень сильные ответы на колоссальный вызов. Мне бы хотелось от лица женской общественности пожелать удачи и сказать, что это очень рискованная в данном случае ситуация. Спасибо.

Иванов Лев Иванович (Институт развития гражданского общества и местного самоуправления).
Я хочу огласить несколько сенсаций, которые состоялись на выборах 1 марта. Главной сенсацией на выборах в законодательные собрания в 9 субъектах РФ стал провал ЛДПР и "Справедливой России" в Татарстане. 80% отданы только партии "Единая Россия". Это чистый административный ресурс. ЛДПР провалилась еще и в Карачаево-Черкесии. Жириновский "рвал" и "метал" на телевидении, но почему-то призывал разогнать ЦИК РФ. Почему, не знаю. То, что "Единая Россия" обеспечила себе абсолютное большинство в 7 законодательных собраниях, только в двух простой, сенсацией не назовешь. Скорее к ней можно отнести второе место КПРФ в 6 из 9 регионов. Это явный провал партии "Справедливая Россия", занявшей второе место только в двух регионах. К сенсациям можно отнести и удачный исход выборов для партии "Патриоты России", которые сумели попасть в законодательные собрания в двух регионах. К сенсациям местного масштаба можно отнести несколько случаев. Во-первых, на довыборах в городскую Думу города Твери Коммунисты набрали 49,18% голосов, а "Единая Россия" только 29,44% голосов. Во-вторых, "Единая Россия" проиграла выборы мэра в Смоленске, где мэром стал Эдуард Качановский, исключенный из "Единой России" месяц назад. В-третьих, на выборах в городскую думу города Тольятти, действительно, как говорил представитель партии "Правое Дело", движение "Декабрь" получило 26% голосов, а "Единая Россия" только 40%. У меня все. Это наиболее веселые факты из прошедших выборов. А так все было чинно, демократично и достойно.

Поляков Владимир Львович (Российское экологическое движение "Зеленые").
Уважаемые коллеги, я хочу сказать буквально два слова. Я бы хотел обратить ваше внимание на выборы в Московской области. На предыдущих выборах были нарушения в Лобне, в Балашихе. В этом году нарушения в Жуковском. Одна и та же тенденция. Где-то судятся о непризнании выборов, и оно действительно подтверждается. Я бы не согласился с Геннадием Ивановичем в том, что Центральная избирательная комиссия не может на этот процесс влиять. Видимо в Московской области не все в порядке. Каждые выборы там какие-то сенсации происходят. Вот на это я хотел бы обратить внимание. Почему меня это волнует? Я житель Московской области, в частности житель Химок. Конечно, по Химкам трудно говорить. Но иногда такие интересные вещи можно наблюдать. По телевизору показывают, как ловят несовершеннолетних ребят, которые раздают агитационные материалы. А когда я хожу по центру Химок, то вижу, как несовершеннолетние ребята раздают газеты "Единой России" и их никто не ловит. Понимаете, на что я хочу обратить внимание? Видимо в Московской области не так все гладко.

Бородина Наталья Алексеевна (политическая партия "Справедливая Россия").
Я могу сказать, что вчера руководство партии четко определилось по оценкам проведенной избирательной кампании. Других оценок не будет. Мы считаем, что избирательная кампания прошла. В какой-то степени, может быть, неудачно для кого-то. Я не считаю, что произошли какие-то сенсации, о которых здесь товарищи говорили. Кампания шла обычно, в обычном порядке. На что я хотела бы обратить внимание? Выборы в законодательные собрания. Я считаю, что здесь Центральная избирательная комиссия не может сказать, что это не ее прерогатива, вертикаль. Административный ресурс как был, так он сегодня и есть. Считаю, что Центральная избирательная комиссия не имеет права не обращать внимания на такие факты, когда глава региона является лидером списка от основной партии "Единая Россия" целый час имеет эфир в субботу, хотя этот день называется "днем тишины". Была ли там эта программа, не была ли? Это практически во всех регионах. Для Центральной избирательной комиссии это должно стать предметом обсуждения. Ситуация в наших национальных республиках. Татарстан в этом избирательном цикле. В осеннем избирательном цикле Мордовия и так далее. Я считаю, что это повод задуматься. А почему так произошло? Почему такие результаты выборов? То, что касается выборов мэров городов. Я считаю, что мы выступили не плохо. В двух субъектах Российской Федерации во второй тур вышли, в том числе, достаточно близко, как в Томске, так и в Петропавловске-Камчатском члены партии "Справедливая Россия". Я считаю, что у нас есть все шансы, отстроив эту избирательную кампанию, победить на этих выборах. Это тоже говорит о поддержке населения, о тех идеологемах, того месседжа, с которым "Справедливая Россия" обращается сегодня к избирателям. И муниципальные выборы. Это отдельный вопрос. Я считаю, что это тоже должно стать обсуждением, в том числе и в Центральной избирательной комиссии. Думаю, что партии готовы участвовать в муниципальных выборах. Когда на муниципальном уровне полностью закатывается политическое пространство, это отбивает охоту у партий участвовать в муниципальных выборах. Например, Москва, прошлый год, муниципальные выборы. Партию сняли с выборов практически за один день до возможного срока. Я не хочу обсуждать, какая была причина. Я считаю, что причина была политическая, никакой другой не было. Те же кандидаты, которые шли как независимые, члены партии "Справедливая Россия", все прошли. Значит, они были услышаны избирателями. Это говорит о том, что нежелание избирательных комиссий пустить ту или иную партию на выборы, чтобы избиратель принял для себя решение, это политическая ошибка. Та же ситуация сегодня была в Питере, когда "Справедливую Россию" снимали совершенно по надуманным предлогам. Я не представляю, как может принять избирательная комиссия решение отказать в регистрации потому, что не выполнен гендерный принцип. Я не предлагаю сейчас Центральной избирательной комиссии отменять те или иные решения. Я считаю, что Центральная избирательная комиссия должна быть, в том числе, органом, который обобщает практику проведения и работы избирательных комиссий. Опять вернусь к Москве. В одном только муниципальном округе идут довыборы. Партия проводит мероприятия для членов партии в районе, в котором не проводятся выборы. Кандидата от партии "Справедливая Россия" снимают с выборов за один день до возможного срока потому, что, якобы, он занимался подкупом избирателей. Это просто штрих к сложившейся ситуации. Я беру все-таки центр. Москва и Санкт-Петербург - это столицы. То, что происходит у нас на муниципальном уровне в деревнях и поселках где-то в глубинке, еще хуже. И здесь не вопрос вертикали. Подчиняется муниципальная избирательная комиссия Центральной избирательной комиссии или комиссии субъекта или не подчиняется? В Москве у нас нет муниципальных комиссий. У нас возложены полномочия на территориальные избирательные комиссии, которые находятся в полном подчинении Московской городской избирательной комиссии. Но в этом случае Московская городская избирательная комиссия закрывает глаза и говорит, что это не ее вопрос, что это вопрос муниципальной избирательной комиссии. Тут не может быть двойных стандартов. Стандарт должен быть один для всех и закон один для всех. Если это вертикаль, то давайте отвечать по этой вертикали, а если мы на это не смотрим и закрываем глаза, как те обезьянки, то мы получаем то, что мы получаем. Считаю, что по нашему законодательству тоже необходимо провести обобщение, в том числе получить предложения от политических партий и внести изменение и в Федеральное законодательство, которое позволит отрегулировать и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации. Могу только поддержать с точки зрения идеи предложение представителя ЛДПР о том, что у нас необходима ротация в избирательных комиссиях. И условно, как у нас существует понимание, например, того, что Президент не может находиться на своем посту больше двух сроков, наверное, в системе избирательных комиссий ротация должна позволять, чтобы большее количество людей прошли через систему избирательных комиссий. Тогда доверие к избирательным комиссиям будет больше, и легитимность выборов не будет вызывать ни у кого никаких сомнений. Я считаю, что это было бы полезно для всех. Либо заимствовать международный опыт. У нас есть опыт Европы и в том числе Германии. В составе избирательных комиссий только чиновники. Если чиновника отловили за фальсификацию, то он теряет работу. И тогда не будет стимула заниматься фальсификациями, махинациями или чем-то еще. Он отвечает, как чиновник, как государственный служащий за эту работу. А это государственная задача - обеспечение выборов. Может быть, нужно идти по этому пути. Поэтому я считаю, что эта дискуссия вполне возможна сегодня в нашем обществе, как в политическом, так и в профессиональном. У меня все.

Шуленин Вячеслав Вячеславович (Московская городская избирательная комиссия).
Сегодня затронули очень важную проблему, касающуюся формирования избирательных комиссий. Я как представитель системы избирательных комиссий, конечно, тоже с этим согласен. Это очень большая проблема, то о чем Игорь Ясинский говорил, потом Наталья Алексеевна продолжила. Уважаемые коллеги, на прошлом заседании Комитета были примеры, когда люди говорили, что из-за непрофессионализма избирательных комиссий допускаются ошибки по рекомендации избирательных комиссий. Это тоже очень серьезная проблема. И поверьте, нам сохранить тот костяк, то звено избирательных комиссий, которое имеет опыт работы, которое этот закон понимает, не так просто. Приходит новый человек. Это не как присяжный заседатель. Присяжный заседатель оценивает, виновен человек или не виновен. Здесь он должен знать процедуру, как бюллетени погашаются, как они опечатываются, как проходит процедура голосования. Научить человека за одни выборы не всегда получается. Второй очень важный вопрос. Николай Николаевич, чтобы была практическая значимость нашего заседания, работы нашего Комитета, я предлагаю следующее. В городе Москве предстоят выборы депутатов Московской городской Думы. Скорее всего, они будут в марте 2010 года. Партии должны уже сейчас начинать готовиться. Я обращаюсь к партиям. Подготовьте своих членов избирательных комиссий в каждую участковую избирательную комиссию. Чтобы мы не сидели после выборов депутатов в Московскую городскую Думу и опять не слышали обвинений в том, что в участковых избирательных комиссиях допускаются фальсификации. На сегодняшний день все семь партий могут направить своих представителей, и это будет больше половины состава участковых избирательных комиссий. Пять партий будут иметь обязательную квоту. Это четыре парламентские партии и партия "Яблоко", которая представлена в Мосгордуме. Я думаю, что если партия "Правое Дело" и партия "Патриоты России" подготовят хороших членов комиссии, то они тоже будут включены в состав участковых комиссий. И у нас не будет потом обвинений, что где-то что-то вкидывали потому, что будут работать представители партий, которые в этом участвуют. Второй вопрос. Я не хочу сейчас обвинять партии. У нас от многих партий приходят в достаточно солидном возрасте члены избирательных комиссий и не работают в избирательной комиссии. Они просто сидят и наблюдают. А всю работу приходится вытаскивать тем нескольким членам избирательной комиссии, которые работают из года в год, которых мы каждый раз уговариваем пойти работать. Представитель партии "Правое Дело" абсолютно честно сказал, что нормальный человек не пойдет в участковую избирательную комиссию, чтобы там сидеть двое суток и отстаивать что-то, споря с наблюдателями. Платят там копейки. На сегодняшний день бюджет не может платить огромные деньги за то, что люди будут работать в составе избирательных комиссий. Московская городская избирательная комиссия открыта уже на сегодняшний день. Мы готовы встречаться с партиями, организовывать учебу. В мае или в сентябре мы обязательно проведем общую встречу со всеми Московскими региональными отделениями партий. Мы готовы провести учебу, если это нужно, чтобы повышалась правовая культура, в том числе и членов избирательных комиссий, которых вы будете направлять. Чтобы потом у нас была общая задача провести выборы, как можно лучше и чище. Мы тоже не хотим слышать обвинений, что в нижестоящих комиссиях у нас нет профессионализма. И последнее. Уважаемые коллеги, давайте мы уйдем от обвинений в административном ресурсе. Если партия не выполнила требования закона, как было на Московских выборах, то она должна ответить за это. Центризбирком разбирался. Партия не пригласила на конференцию по выдвижению ни одну избирательную комиссию. Центризбирком поддержал избирательные комиссии муниципальных образований, которые признали факт нарушения порядка выдвижения, который является основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации. Не всех кандидатов снимали перед днем голосования. Кого-то снимали раньше, кого-то позже. Не надо обвинять избирательные комиссии, когда партии сами нарушают избирательное законодательство. Я не хочу, чтобы было передергивание со стороны партий. Давайте мы будем открыто и честно признавать свои ошибки. Если кандидат все-таки подкупал избирателей, то нужно признавать, что он был снят достойно, а не обвинять потом избирательные комиссии.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, действительно очень сложная ситуация. О чем я хотел бы сказать. Все, что сегодня прозвучало, неплохо было бы получить от имени политической партии, а не только от имени, пусть очень авторитетного, но представителя. Из Брянска получаю по факсу письмо о нарушениях. А человек, чья подпись заделана, свою подпись не поставил. Я прихожу с этим в Центральную избирательную комиссию, где у меня это не принимают.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Это анонимка.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Я звоню, пытаюсь найти человека. Итак, пожалуйста, анализ и вашу точку зрения по прошедшим выборам просьба представить в Комитет, как решение политической партии за подписью уполномоченного руководителя, но документ. Это первое. Теперь второе. Я думаю, что эти выборы в определенном смысле являются переломной точкой. Позиция Центральной избирательной комиссии по отдельным районам Московской области вызывает уважение. Ситуация действительно не простая. Нуждается ли в совершенствовании избирательное законодательство в части формирований участковых избирательных комиссий? Да, но опять-таки просил бы, чтобы это было изложено письменно, а не устно. Если Московская городская избирательная комиссия сочтет необходимым представить это самостоятельно, либо через депутатов Мосгордумы, либо через депутатов Госдумы, от Москвы есть депутаты, милости просим, но опять-таки, это должен быть документ, который можно будет обсудить и получить точку зрения политических партий, официально представить в ЦИК. Законодательство, если оно меняется, меняется по Конституции Российской Федерации. Но в любом случае нужно начинать. Далее. По выборам органов представительной власти в 9 субъектах Федерации у нас претензий, аналогичных тому, что есть по отдельным районам Московской области, нет. Я правильно говорю? У нас были случаи, когда появилась претензия, что вскрыли ящики и по какому-то участку признали выборы в законодательные собрания недействительными? Мне придется это комментировать. Я хочу это зафиксировать. У нас есть такого рода претензии? У нас таких претензий нет. Хочу напомнить о том количестве подобных претензий, которые бывали у нас на предыдущих выборах. Я считаю, что заслуга, прежде всего, Центральной избирательной комиссии, которая, с моей точки зрения, достаточно эффективно подходит к решению подобных вопросов и, надеюсь, будет делать это и далее. И еще один момент. Коллеги, я посмотрел результаты, которые нам любезно представил Геннадий Иванович. Помните, сколько было претензий в адрес "Единой России" по поводу того, что сделали партийную схему, партийные списки под себя. Такого рода претензии звучали и в этом зале. Хочу вам сказать. Смешанные округа. Владимирская область. Если бы одномандатных округов не было, то "Единая Россия" получила бы 51,27%. С одномандатными округами она получила 71,05%. Одномандатные округа в дальнейшем функционировать на выборах в субъектах не будут, такая возможность представлена и есть такие субъекты РФ, которые перешли к выборам исключительно по партийным спискам. Как вы думаете, когда депутаты от "Единой России" голосовали за это решение, они не понимали, что одномандатные округа это их серьезнейший резерв? Тем не менее, такую возможность представили. Я это говорю к тому, что процесс развития избирательной системы в нашей стране идет и, мне кажется, что это движение в общем позитивное. Что касается выборов в органы местного самоуправления. Чем дальше, тем больше эта тема станет предметом острой политической борьбы. Но это не обязательно будет борьба политических партий. Лесной кодекс, земельный кодекс. Много раз здесь об этом говорили. Существенно повышается роль органов местного самоуправления и естественно, когда есть возможность повлиять на принятие тех или иных исключительно важных, в том числе финансовых решений, интерес к ним возрастет. Мы много раз просили вас, чтобы вы обратили внимание на ситуацию в органах местного самоуправления. И то, что из ящика достаются старые, проверенные, неоднократно осужденные, но, тем не менее, достаточно действенные методы типа "карусели", вполне понятно. Мы еще можем не только с этим столкнуться. Вопрос, который поставила Бородина о том, что может быть члены избирательных комиссий должны быть государственными служащими. Это радикальное предложение. Тем не менее, это предложение прозвучало. Любые предложения нужны. Сегодня на 7 участках в Жуковском выборы признали недействительными? Обратите внимания. Это же обоюдоострый меч. Этим можно пользоваться и для того, чтобы сознательно срывать выборы. Я совершенно не исключаю, что проигрывающий кандидат решил таким образом, имея хорошего юриста, поставить под сомнение результат выборов. И я не очень представляю, какие механизмы сегодня есть превентивной реакции на подобные вещи. Уже ясно, что система гласности, горячая линия начинают использоваться для того, чтобы повлиять на атмосферу выборов. Можно сейчас работать и по этому варианту. Я думаю, что самые неожиданные и опасные методы будут применяться именно на уровне органов местного самоуправления. Уважаемые коллеги, большое спасибо вам за внимание. Мы ждем от вас документов.


04.03.2009
Пресс-служба Комитета

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован