23 апреля 2007
2182

Сергей Маркедонов. Выборы в Армении - начало поворота

Внешняя политика Армении после "смены поколений" 2007-2088 гг. станет более прагматичной и ориентированной на Запад.

Армения открывает новый "выборный сезон" на Южном Кавказе: 12 мая здесь состоятся выборы в парламент. Сейчас избирательная кампания в самом разгаре - официально она стартовала 8 апреля. В 2008 г. в республике будут проходить президентские выборы, в результате которых действующий глава Армении Роберт Кочарян покинет свой пост. В этом контексте парламентские выборы-2007 станут не просто генеральной репетицией президентской кампании, но и определенным "кастингом" преемников Кочаряна. Так что в мае, скорее всего, определится новый лидер Армении и его ближайшее окружение - те, кому предстоит взвалить на себя груз армяно-азербайджанского урегулирования и выстраивания непростых взаимоотношений с соседней Грузией.

Выборы-2007 станут проверкой тех политических реформ, которые были реализованы в Армении в ноябре 2005 г. Речь идет о пакете конституционных поправок, принятых на референдуме полтора года назад. В 2005 г. поправки к Основному закону Армении существенно расширили функции парламента и премьер-министра. Не зря именно тогда многие европейские наблюдатели заговорили о "европеизации Армении", отходе Кочаряна от модели авторитарной супер-президентской власти. Теперь парламентское большинство может предлагать президенту "своего" премьера. Несмотря на то, что глава правительства должен быть представлен парламенту президентом, президент не может отправить премьера в отставку без согласия депутатов. Последняя поправка существенным образом усложняет всю политическую конструкцию Армении. Сможет ли эта конструкция работать - станет ясно после итогов выборов 12 мая.

В любом случае теперь партии в Армении становятся реальными инструментами формирования власти. Победившая партия будет делать заявку на получение контроля над исполнительной властью. Не факт, что новый премьер окажется эффективным. Но в любом случае выборы-2007 станут серьезной заявкой на финал избирательного цикла - получение президентского поста в 2008 г. Неэффективный премьер-министр - кандидат парламентского большинства - не сможет стать фаворитом президентской гонки, и напротив успешный глава правительства - на 90% преемник Роберта Кочаряна. Таким образом, майские выборы станут не только своеобразным политическим полуфиналом, они покажут способность политической системы Армении к трансформациям. Армения может продемонстрировать пример эффективного транзита к системе "сдержек и противовесов".

Выборы-2007 имеют и другое не менее важное измерение. Будущим победителям парламентской кампании предстоит навязать и свою интерпретацию результатов выборов-2007. В данном случае речь идет о навязывании своих интерпретаций не для внутреннего, а для внешнего потребления. Все дело в том, что четыре года назад оппозиция оспорила результаты парламентских выборов в Армении. Тогда оппоненты "партии власти" активно поработали для того, чтобы утвердить и внутри страны и на Западе имидж Армении, как страны, где правит авторитарный президент, и где выборы в реальности не являются выборами. Были и здесь и активные публичные действия, и бойкотирование законодательной работы.

В результате имидж Армении сильно пострадал. Если в начале 1990-х гг. Армения воспринималась на Западе, как демократическое государство, боровшееся против тоталитарной "империи зла" (на этот имидж работали и события в Сумгаите и в Баку, и жесткая линия союзных властей по отношению к движению карабахских армян), то к началу 2000-х гг. ситуация изменилась. Ереван стали упрекать за отход от демократии. В США и в Европе не стали утруждать себя диверсифицированным рассмотрением армянских проблем. В один контекст оказались включены и отстранение от власти первого президента страны Левона Тер-Петросяна (февраль 1998 г.), и теракт в Парламенте Армении (1999 г, когда были убиты глава правительства Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян), и жесткая позиция Кочаряна по карабахскому вопросу (по сравнению с петросяновской риторикой), и выборы-2003. Однако вся беда для Армении заключается в том, что ее социально-экономическая изоляция не может дополняться изоляцией политической. Поворот Запада в сторону от Армении чреват.

Сегодня самое пророссийское государство СНГ не может игнорировать мнение Вашингтона и Брюсселя, как никогда ранее. До последних лет российская политика по отношению к Грузии и Азербайджану не развивалась столь драматично. Фактически сегодня российско-грузинские отношения находятся в замороженном состоянии. С трудом достигнутый прорыв на "бакинском направлении" в конце 2006 г. также оказался под угрозой из-за расхождений российского и азербайджанского руководства во взглядах на взаимоотношения с Тбилиси. Все это усиливает изоляцию Армении. Ереван не может ставить свои перспективы в полную зависимость от динамики российско-грузинских и российско-азербайджанских отношений. Иначе не избежать потерь. Отсюда по вполне прагматичным причинам армянское руководство ищет пути на Запад. Именно поэтому победители кампании-2007, кто бы они ни были, будут стремиться доказать, что майские парламентские выборы радикально отличаются от ситуации 2003 г.: армянские политики будут настаивать на том, что "дух 2005 года" (борьба за конституционные поправки) жив и будет жить после 12 мая. Пока же наблюдатель от ОБСЕ дипломат Борис Фрлец отметил, что "все проводившиеся в Армении до сегодняшнего дня выборы не соответствовали демократическим стандартам ОБСЕ, и предстоящие 12 мая парламентские выборы создают возможность изменить существующую негативную тенденцию". За эту тенденцию - а не только за торжество партийных программ - будут вести борьбу зарегистрированные кандидаты.

Пока же по итогам регистрации на 41 место по мажоритарной системе претендуют 134 кандидата, по пропорциональным спискам представлено 24 партии и 1 предвыборный блок (с недвусмысленным названием "Импичмент"). На сегодняшний день самое большее число депутатов выдвинула партия "Оринац Еркир", возглавляемая экс-спикером парламента Армении Артуром Багдасаряном (131 человек). Напомним, что "Оринац Еркир" до весны прошлого года входил в правительственную коалицию, а лидер партии возглавлявший высший законодательный орган республики, рассматривался как один из возможных политических наследников Роберта Кочаряна. Однако внешнеполитическое "диссидентство" Багдасаряна, его публичные высказывания о необходимости геополитического разворота в сторону Запада, стоило ему данного статуса. Теперь Артур Багдасарян имеет все возможности предложить избирателю свой отличный от власти проект. 117 кандидатов на выборах по пропорциональной системе было включено в партийный список старейшей политической силы страны - Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн". Ее лидер, действующий вице-спикер парламента Ваан Ованнисян, считается умеренным дашнаком. Дашнаки в нынешнем созыве парламента входили в правительственную коалицию, и до, и после "геополитического бунта" своих партнеров по коалиции из "Оринац еркир". Что же касается армянской "партии власти", Республиканской партии Армении, то ее список составляет 112 кандидатов. Однако именно республиканцы на самом старте избирательной кампании понесли ощутимую потерю: всего за несколько дней до официальной подачи документов в ЦИК Армении 25 марта от инфаркта скончался лидер Республиканской партии, глава Правительства республики Андраник Маргарян, политик, имевший безупречную репутацию и уважение даже среди политических оппонентов.

После смерти Маргаряна на первые роли вышел Серж Саркисян, не менее влиятельный политик, герой Карабаха, хотя с существенно отличающейся репутацией. Сегодня он премьер-министр, поддерживаемый Робертом Кочаряном, считающийся пророссийским кандидатом. Однако следует сказать, что как бы ни прошли выборы в Армении поведение любых политиков до и после 12 мая будет ограничено объективными обстоятельствами. Сегодня главным оппонентом Республиканской партии считается "Процветающая Армения" во главе с армянским "олигархом" Гагиком Царукяном. Эта партия считается провластной, но в гораздо большей степени апеллирует к социальной проблематике. Однако и Саркисян, и Царукян в одинаковой степени заинтересованы в том, чтобы выборы-2007 прошли как можно более гладко, без "оранжевых" эксцессов и без злоупотребления административным ресурсом.

Следовательно, на выборах-2007 гарантированы "сдержки и противовесы". Не из-за любви армянских политиков к принципам демократии, а просто в силу национальных интересов этой страны. Поскольку же любой армянский политик заинтересован в преодолении сегодняшней изоляции и максимальном расширении выхода в мир, и Саркисян, и Царукян не сегодня, но уже в ближайшей перспективе будут заниматься диверсификацией политики Армении. Любой преемник Роберта Кочаряна не будет столь однозначно пророссийским, как бы того не хотелось в Москве. Таким образом, май 2007 года принесет в Армению новые реалии, как внутри, так и вовне. Для того, чтобы удерживать Армению в своей орбите Москве придется существенно скорректировать свои приоритеты во взаимоотношениях, как с кавказскими государствами, так и с ведущими мировыми акторами. Впрочем, это уже другая история.




Сергей Маркедонов
Апрель 23, 2007
http://www.prognosis.ru/news/rdemo/2007/4/23/armenian_elections.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован