04 мая 2007
3318

Сергей Апатенко: Государство не должно руководить молодежью, но может вмешиваться в процессы формирования жизненных ориентиров

Сергей Николаевич, на прошлой неделе всех шокировало нападение молодого человека на прихожан синагоги. Это событие в очередной раз подтвердило, что нерешенность проблем молодежи грозит серьезными проблемами для общества. Исторический опыт предостерегает от опасности излишней подконтрольности, но и неудержимая свобода также не является благом. Опустевшие ниши после роспуска комсомольской и пионерских организаций в 90 - годы так и не были заняты достойной сменой.
Чем сегодня занята молодежь? Создается впечатление, что подрастающее поколение прочно "поселилось" в залах игровых автоматов и в Интернет - кафе, либо в подъездах. Спортивные секции - платные, да пропаганды спорта нет, дома творчества отошли в небытие. Можно ли сказать, что сегодня, как и в первые постперестроечные годы, российская молодежь по-прежнему предоставлена сама себе, полностью свободна от обязательств перед обществом?
Что нужно, на ваш взгляд, сделать для того, чтобы сохранить потенциал нации?


На самом деле, далеко не вся молодежь склонна к экстремистским действиям и "поселилась" в залах игровых автоматов. Просто именно такая молодежь обращает на себя внимание. Действительно, сейчас, с одной стороны, усложнилась социальная структура молодежи, с другой, только еще формируются основы серьезной государственной молодежной политики. При этом различных молодежных объединений много - только на общероссийском уровне их действует более 30, но их проекты, конечно, не носят общегосударственного масштаба, и охватывает их деятельность порядка 5% молодых россиян.

Необходимость активной государственной политики в отношении молодежи определяется, прежде всего, особенностями специфических потребностей и потенциала молодежи как мобильной социальной группы российского общества. По данным переписи 2002 года, из 39 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (свыше 25% от общей численности населения России) в системе образования занято всего около 12 млн. человек (то есть чуть более трети). Остальная часть молодых людей занята в производстве, сфере услуг, служит в армии и на флоте, находится временно без работы, часть молодых женщин находится в отпуске по уходу за детьми или являются домохозяйками. Есть совершенно специфические социальные страты - молодые семьи, активисты молодежных общественных объединений, молодые инвалиды, молодые ветераны боевых действий или пострадавшие от катастроф или чрезвычайных ситуаций. Эти группы, в основном, не подпадают под действие отраслей политики государства, связанных с образованием, социальной защитой или здравоохранением.

В тоже время, нельзя сказать, что молодежь полностью предоставлена самой себе. Есть и пропаганда спорта - достаточно проехать по западной части МКАД и посмотреть на наружную рекламу. Развивается и научно-техническое творчество молодежи - ежегодно сотни молодых людей представляют свои разработки на всероссийской выставке НТТМ. Но исследования констатируют распространение в молодежной среде таких явлений, как массовая апатия, отсутствие активной жизненной и гражданской позиции, что создает простор для экстремистских и просто иждивенческих, "развлекательных" тенденций и настроений. Государство не должно руководить молодежью, но может вмешиваться в процессы воспитания формирования жизненных ориентиров молодого поколения своих граждан. Другими словами, и молодежь не свободна от обязательств по реализации своих способностей, знаний, сил на благо государства и общества, но и государство должно создать организационные и информационные условия, возможности для того, чтобы молодежь могла найти возможности учебы, работы и, в целом, решить свои проблемы. Государство объективно заинтересовано в благополучной, а не маргинальной молодежи.

Приоритетная цель нашего министерства, российской образовательной и молодежной политики - добиться активного вовлечения молодого поколения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны. Мировой и отечественный опыт убедительно доказывает, что для любого общества характерно разделение населения по уровню активности и возможностей. В результате, в обществе объективно формируются определенные группы молодых граждан:

Граждан, стремящихся к самостоятельному решению своих проблем, готовых ради этого брать на себя определенные риски и ответственность, готовых использовать свои лидерские качества для вовлечения в свое дело других людей. Их доля в обществе не превышает 10 - 15%.

Граждан, готовых к трудовой деятельности, необходимой для обеспечения стандартного уровня потребления товаров и услуг. Доля таковых - 65 - 75 % от населения.

Граждан, стабильно пребывающих в трудной жизненной ситуации. Доля таких людей составляет в среднем 15 - 20 % от общей численности населения.

Исходя из этого, реализация государственной молодежной политики должна осуществляться по двум взаимодополняющим направлениям.

Первое должно определить: что получит молодежь - каждый конкретный молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет - за годы реализации государственных мер.

И второе: что получит государство и общество в целом.

Таким образом, наша деятельность нацелена на:

1. Обеспечение возможности для каждого молодого человека быть успешным, то есть включенным в активную социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, интеграцию в международную жизнь.

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы России в молодом гражданине-патриоте, труженике-профессионале, творце, здоровом физически и духовно молодом человеке. Эта позиция выражена нами в подготовленном к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации проекте Стратегии государственной молодежной политики.

Стратегия определяет три приоритета в работе с молодежью:

Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и вовлечение молодых людей в социальную практику;

Развитие созидательной активности молодежи;

Помощь в интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь страны. То есть, государственная молодежная политика, построенная на этих трех приоритетах, информирует каждого молодого человека о тех возможностях своего развития, которые ему предоставляет Россия, и предоставляет возможность на практике проявить себя - будь то в творчестве, в работе, в общественной, добровольческой деятельности.

В соответствии с инициативой Президента России, в рамках разработки приоритетного национального проекта "Образование", в целях поддержки инициативной, способной, талантливой молодежи, Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило предложения по присуждению молодым гражданам премий в различных областях творческой деятельности, значимой для социально-экономического, общественно-политического, культурного развития России.

Надеемся, что, уже в этом году такие премии в размере 60 тыс. рублей смогут получить 2,5 тысячи молодых россиян (школьники, студенты, молодые специалисты).

Естественно, существуют и другие эффективные, уже устоявшиеся в практике молодежной политики формы работы с молодежью - от российского фестиваля студенческого творчества "Российская студенческая весна" до молодежных бирж труда, молодежных парламентов и т.д. Задача всей сферы молодежной политики - от федерального уровня до муниципального образования - дать каждому конкретному молодому человеку возможность участвовать в мероприятиях, интересных и важных именно для него.

Только в рамках комплексного подхода к решению проблем молодежи, ее значения в современном обществе, в повышении конкурентоспособности нашей страны во всех сферах жизни - от высоких технологий до массового спорта, можно реализовать эффективную, адресную молодежную политику.

19 декабря 2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован