23 января 2001
4529

Проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом

В рамках жесткого регламента я постараюсь хотя бы обозначить те проблемы, которые, на наш взгляд, препятствуют эффективному взаимодействию в области борьбы с международным терроризмом.Пресловутые "двойные стандарты". Сегодня в мире нет ни одного государства, руководство которого не осознавало бы опасности, исходящей от терроризма, и не предпринимало бы усилий для формирования системы антитеррористических мер. А с учетом процесса транснационализации террористических угроз вполне естественным является и стремление государств активизировать взаимодействие в борьбе с этими угрозами. Формально для организации мощного международного единого фронта борьбы с терроризмом никаких препятствий не существует. Однако практика свидетельствует об обратном. Дело в том, что последствия любого акта международного терроризма, который априори имеет политическую мотивацию и политические цели, оцениваются каждым государством через призму собственных национальных интересов, которые у различных государств не только не совпадают, но и могут диаметрально противостоять друг другу. А поэтому конкретные террористические атаки могут одновременно наносить огромный ущерб безопасности одних стран, никак не затрагивать интересы других и объективно играть на интересы третьих.

Насколько сложен процесс сближения позиций государств в деле борьбы с терроризмом, хорошо известно руководству и сотрудникам Антитеррористического центра СНГ. При выработке программных документов борьбы с терроризмом для государств Содружества, которые, заметим, всего полтора десятка лет назад были частями единого государства с общей идеологией, экономикой, политикой, имели общую историю и успели сформировать ставшие общими традиции, сегодня приходится учитывать существующие между ними серьезные политические разногласия. Так, например, расходятся оценки террористических угроз Арменией и Азербайджаном, Россией и Грузией, нередко обвиняющими друг друга в пособничестве терроризму.

Наверное, следует признать, что добросовестное, взаимовыгодное и эффективное взаимодействие двух и более государств в борьбе с терроризмом возможно лишь в том случае, когда все они имеют дело с одной и той же террористической угрозой.Проблемы правовой регламентации. С учетом того обстоятельства, что право, вынужденно реагируя на изменения в общественно-политической жизни, все же всегда отстает от этих динамичных процессов, приходится констатировать: в настоящее время существуют как недостатки в национальном антитеррористическом законодательстве, так и пробелы в международном праве в сфере регламентации взаимодействия государств в борьбе с терроризмом (причем второй фактор формируется не в последнюю очередь двойными стандартами в оценке террористических угроз).

И если принятие международных антитеррористических конвенций все-таки позволяет осуществлять криминализацию достаточно широкого спектра террористических проявлений в международном праве, то в области противодействия причинам и условиям, способствующим разрастанию террористических угроз, усилия международного сообщества явно недостаточны. Между тем именно это направление сотрудничества необходимо, на наш взгляд, развивать в первую очередь. Разоблачение террористической идеологии, воспитание толерантности граждан, противодействие проявлениям этнической, национальной или религиозной вражды, решительное осуждение агрессии и иных форм вмешательства во внутренние дела государств, осуществляемых под предлогом борьбы с терроризмом - на все это необходимо направить совместные усилия международного сообщества, если мы хотим не на словах, а на деле устранить терроризм из нашей повседневной жизни.Уточнение понятийного аппарата. Для того чтобы договариваться о совместных действиях в области борьбы с терроризмом и понимать при этом друг друга, нужно определиться в терминах. Возможно, сложнее было бы применять двойные стандарты к оценкам террористических угроз, если бы в международных документах были четко определены понятия "терроризм", "международный терроризм" и сопутствующие им термины.

Осознавая важность этой работы, АТЦ СНГ была организована разработка Словаря основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, макет которого был рассмотрен и утвержден на одном из заседаний Совета руководителей органов безопасности и спецслужб государств - участников СНГ, а после издания - направлен в компетентные органы стран Содружества. Мы полагаем, что организация такой работы могла бы быть полезной и на более масштабном международном уровне. Выбор антитеррористической стратегии. После известных трагических событий 11.09.2001 г. в борьбе с терроризмом наметилась тревожная тенденция, выражающаяся в стремлении некоторых политиков милитаризировать процесс антитеррористической деятельности и сделать главным его субъектом военных. В этой ситуации многие высокопоставленные военачальники начали претендовать на повышение своей роли в деле борьбы с терроризмом, участились их публичные заявления о готовности нанесения превентивных ударов по источникам угроз. И это происходит в условиях, когда ни военные, ни политики еще не разобрались в том, какова природа этого "всемирного зла" терроризма, которому они объявляют войну, в чем его корни и первопричины.

При организации борьбы с терроризмом приходится решать весьма сложную и противоречивую задачу: с одной стороны - обеспечить эффективность этой борьбы и безопасность граждан, а с другой - не допустить ограничения конституционных прав и свобод этих граждан. И здесь нельзя сводить борьбу с терроризмом к военному аспекту. Нужен взвешенный, грамотный и продуманный подход к выработке антитеррористической стратегии. Стремление силовым путем, военными мерами уничтожить терроризм приводит лишь к усилению конфронтации, играет роль катализатора массового недовольства и терроризма.

В отличие от прямолинейного, силового варианта реагирования на терроризм существует и другой, гибкий подход к решению такого рода проблем. В качестве примера его реализации может служить Германия, которая наряду с другими европейскими странами пережила пик террористических проявлений во времена активности левацких террористических структур в 70-е годы прошлого века. В борьбе с терроризмом в Федеративной Республике Германии использовалась концепция "обороноспособной демократии", которая помимо применения достаточно жестких правовых мер к субъектам террористической деятельности предусматривала и широкий комплекс мер профилактического воздействия в отношении радикально настроенных лиц, еще не вставших на путь совершения террористических акций. Такая стратегия являлась одновременно решительной и осмотрительной. Решительной для того, чтобы не поощрять терроризм. Осмотрительной для того, чтобы при строгом соблюдении государственных правовых принципов не способствовать солидаризации населения с террористами ввиду чрезмерно жесткой реакции государства. Такой же подход целесообразно использовать, по нашему мнению, и при выработке международной антитеррористической стратегии.

Что касается конкретных принципов формирования стратегии борьбы с международным терроризмом, можно рекомендовать следующие:

системный характер антитеррористических мер (это должны быть политические, экономические, социальные, правовые, идейно-пропагандистские, воспитательные, организационные и иные меры, включающие, в случае необходимости, оперативно-розыскные, специальные, военные);

гибкость реагирования на террористические угрозы (главное при этом - выбор наиболее эффективного набора мер и последовательности их применения, для чего целесообразно привлечение аналитиков, экспертов и специалистов различного профиля из государственных и общественных структур);

адекватность принимаемых антитеррористических мер степени, характеру и масштабам террористической угрозы (соразмерность используемых мер, выверенный баланс мер силового и "гуманитарного" характера; усиление жесткости реагирования при повышении общественной опасности допреступных экстремистских проявлений, расширении социальной базы, вовлекаемой в экстремизм; преимущественное использование деликатных негласных мер воздействия на стадиях подготовки террористических проявлений и гласных - при осуществлении различного рода масштабных открытых экстремистских акций, включая террористические);

приоритет мер профилактики (приоритет в борьбе с терроризмом должен принадлежать выявлению и устранению его первопричин, истоков, корней, а не ликвидации последствий состоявшихся террористических преступлений).

Благодарю за внимание!

www.atcsng.ru

23.01.2001

Борис Мыльников
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован