04 февраля 2009
8192

Обеспечение безопасности на воздушном транспорте: из опыта сотрудничества компетентных органов государств-участников СНГ

В организации мероприятий по защите объектов гражданской авиации компетентные органы государств-участников СНГ руководствуются международными конвенциями по борьбе с преступлениями, совершаемыми на борту воздушных судов (Токийская конвенция 1963 года), по борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция 1970 года) и по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция 1971 года), а также законодательными и нормативными актами своих государств.

В рамках реализации Программы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы Антитеррористическим центром СНГ совместно с компетентными органами государств - участников СНГ на регулярной основе проводится работа по обобщению положительного опыта проведения спецслужбами и правоохранительными органами государств - участников СНГ антитеррористических операций на объектах гражданской авиации.

Кроме того, АТЦ СНГ активно использует возможности Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России и Всероссийского института повышения квалификации сотрудников (ВИПК) МВД России для подготовки сотрудников спецподразделений государств Содружества. Вопросы проведения спецопераций на объектах воздушного транспорта ежегодно отрабатываются инструкторами ЦСН в ходе выездов в Армению, Казахстан и Молдову. На базе Центра подготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД регулярно организуются занятия с сотрудниками спецслужб государств СНГ - слушателями спецфакультета Академии ФСБ России.

С целью своевременного выявления, предупреждения и пресечения возможных актов терроризма на объектах воздушного транспорта в государствах Содружества Независимых Государств действует комплекс законодательных, нормативно-правовых документов охраны объектов гражданской авиации.

Так, в результате осуществления комплекса совместных мер государственного концерна "Азербайджан Хава Йоллары" и Министерства национальной безопасности в Азербайджанской Республике были усилены охрана объектов гражданской авиации и меры обеспечения безопасности полетов на территории страны. Организована периметровая охрана международного аэропорта "Баку" с применением электронных средств. Практикуется опечатывание воздушных судов после выполнения рейсов. Технические работы на воздушных судах проводятся в присутствии работников службы авиационной безопасности, технический персонал перед входом в воздушное судно повторно досматривается. Пассажиры и их багаж подвергаются досмотру при входе в аэровокзальный комплекс и вторично досматриваются непосредственно перед входом в самолет. Залы прибытия и убытия отделены друг от друга, исключена возможность бесконтрольного проникновения из одного зала в другой. Терминалы внутренних и международных авиарейсов разделены.

Экспертами ИКАО, ИАТА и ЕСАС проведен мониторинг уровня авиационной безопасности на объектах гражданской авиации Азербайджана, который соответствует признанным стандартам положения N 17 Конвенции о международной гражданской авиации.

Для контроля состояния безопасности на объектах гражданской авиации Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики и госконцерном "Азербайджан Хава Йоллары" периодически проводятся мероприятия по типу "условный нарушитель".

В Республике Армения разработана и с 1999 года соответствующим постановлением Правительства Республики Армения введена в действие инструкция "В отношении мероприятий по предупреждению и пресечению захвата и угона воздушных судов гражданской авиации Республики Армения". Предприняты соответствующие меры по укреплению физической зашиты объектов гражданской авиации. Для каждого объекта гражданской авиации разработан отдельный план антитеррористических мероприятий с учетом особенностей их дислокации и технических характеристик. Осуществляется соответствующая подготовка личного состава правоохранительных органов Армении, которые будут задействованы в антитеррористических мероприятиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В Республике Беларусь создана необходимая законодательная база, позволяющая реализовать комплекс целенаправленных мероприятий по защите объектов гражданской авиации от различных террористических проявлений: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь N179 от 6 марта 1996 года "Об утверждении основных положений обеспечения зашиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", межведомственный приказ КГБ, МВД, МО и Госкомитета по авиации Республики Беларусь от 31 июля 1996 года "О создании республиканского оперативного штаба по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации", план организации и проведения операции по пресечению захвата и угона воздушных судов гражданской авиации ("Набат"). В целях повышения боевой готовности, отработки координации взаимодействия подразделений КГБ, МВД, МО, Госкомавиации, ГКПВ, ГТК и других государственных органов, привлекаемых для урегулирования ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, систематически проводятся республиканские учения по плану операции "Набат". Для достижения поставленных целей указанные мероприятия проводятся в условиях, максимально приближенных к возможной реальной ситуации, отрабатываются вопросы создания оперативного штаба, ведения переговоров с террористами, захватившими заложников, проведения контртеррористической операции на различных типах самолетов и вертолетов.

Высокий уровень организации и проведения названных мер был продемонстрирован на оперативно-стратегическом учении "Бастион-антитеррор-2008", проведенного под эгидой АТЦ СНГ, в ходе которого осуществлена операция по освобождению заложников из захваченного воздушного судна.

В рамках плана оперативно-розыскных мероприятий "Лабиринт" на объектах транспорта и в пассажиропотоке осуществляются плановые проверки (в т.ч. с участием условных нарушителей) готовности заинтересованных министерств и ведомств к действиям по выявлению лиц, возможно вынашивающих намерения совершить террористические акции на объектах гражданской авиации.

Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан, в соответствии с законом РК "О борьбе с терроризмом" разработал дополнительные меры по предупреждению терроризма на объектах гражданской авиации. В этой связи, издан совместный приказ КНБ, МВД, МО, Службы охраны Президента "Об утверждении правил предупреждения, пресечения, захвата и угона воздушных судов гражданской авиации в аэропортах РК", регламентирующий действие государственных органов при захвате и угоне воздушных судов в аэропортах республики.

Для отработки тактики действий республиканского оперативного штаба по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, выработки наиболее совершенных методов управления, слаженности и выучки личного состава оперативных групп, проверки готовности привлекаемых сил и средств, с 1991 года КНБ ежегодно проводятся полномасштабные антитеррористические учения по плану операции "Дабыл" (прежнее название "Набат"), которые показали достаточную степень готовности задействованных государственных органов республики и субъектов гражданской авиации противодействию возможному захвату и угону воздушного судна.

Службой информации и безопасности (СИБ) Республики Молдова уделяется неослабное внимание вопросам противодействия терроризму на объектах гражданской авиации. При координирующей роли СИБ разработан комплексный план проведения антитеррористической операции на объектах гражданской авиации "Метеор" ("Набат"), в соответствии с которым проводятся организационно-оперативные мероприятия, плановые учения по освобождению заложников и другие мероприятия по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

В Республике Таджикистан предпринимаются конкретные организационно-правовые меры по обеспечению безопасности на воздушном транспорте, направленные на выявление и предупреждение возможных актов террористического характера.

Государственный комитет национальной безопасности Республики Таджикистан (ГКНБ РТ) реализует конкретные оперативно-организационные меры, направленные на обеспечение контроля за предполетной подготовкой воздушных судов ГАРТ "Точикистон", их техническим состоянием и уровнем эксплуатации. Ужесточен режим проведения досмотровых, таможенно-пограничных проверок пассажиров, их ручной клади, багажа и перевозимых грузов, с учетом международного статуса аэропортов г.г. Душанбе, Худжанда и Куляб. ГКНБ РТ разработана и действует система оперативно-розыскных мер по получению упреждающей информации о фактах или признаках готовящихся преступлений на воздушном транспорте, нарушениях правил эксплуатации авиационного транспорта, создающих предпосылки к возникновению ЧП.

Сотрудники авиакомпании "Точикистон", совершающие международные полеты, работники службы авиационной безопасности, а также подразделения технического комплекса, имеющие отношение к подготовке воздушного судна к полетам, проходят специальную оперативную подготовку и проверку.

В целях дальнейшего совершенствования оперативной подготовки личного состава оперативных групп по выполнению боевых задач, связанных с обезвреживанием преступников, имеющих намерения по захвату самолета, в условиях динамично развивающейся обстановки в регионе, связанной с реальной угрозой воздушного терроризма, ГКНБ РТ регулярно проводятся республиканские учения по плану "Набат", с привлечением сил и средств силовых структур республики.

Службой Национальной Безопасности Республики Узбекистан с учетом новых форм проведения диверсионно-террористических акций, планируемых различными экстремистскими организациями на объектах гражданской авиации, помимо операций "Набат" и "Аноним" разработаны дополнительные планы защиты объектов воздушного транспорта, в частности:

- план "Булут", предусматривающий локализацию и уничтожение диверсионно-террористических групп при их попытке несанкционированной посадки в гражданском аэропорту на захваченном воздушном судне. В целях обработки практических навыков по предотвращению подобных акций, в рамках названного плана проводятся учения с привлечением задействованных сил и средств, во всех аэропортах Узбекистана.

- план "Прорыв", который предусматривает локализацию и уничтожение диверсионно-террористических групп при их прорыве или попытке прорыва на территорию гражданского аэропорта в целях вывода из строя объектов жизнеобеспечения и захвата воздушного судна.

Между тем следует отметить, что указанные совместные меры по обеспечению авиационной безопасности не являются исчерпывающими. Так как в данное время существует еще достаточно много уязвимых в диверсионном отношении путей, используя которые потенциальные преступники могут совершить теракт в отношении воздушного судна.

Резюмируя изложенное хотел бы отметить, что как показывает практика, фронт работы для всех структур, обеспечивающих безопасность воздушного транспорта - не исчерпан. Процесс модернизации системы мер по недопущению чрезвычайных происшествий на объектах воздушного транспорта постоянно совершенствуется. При этом необходимо подчеркнуть, что анализ и обобщение данного опыта, конечно же, предпочтительно осуществлять в рамках взаимодействия на межгосударственном уровне. Именно поэтому трудно переоценить роль и значимость тесного сотрудничества, систематизации и координации усилий всех стран СНГ в этой сфере.



04.02.2009

www.atcsng.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован