23 февраля 2008
11143

Наталья Дмитриева: Необходимость инновационных преобразований: общественно-политический аспект

Динамичное начало 2008 года ознаменовалось нахлынувшей волной глобального финансово-экономического кризиса и провозглашением независимости Косово, а значит, пересмотром границ государств. Сомнений уже нет: в прошлое уходит вся система договорённостей, законов и правил, по которым мир жил с момента окончания Второй мировой войны.

Время неумолимо диктует: необходима новая парадигма, новое видение перспективы. Иначе не сложится, не состоится новый мир - мир будущего, в муках рождающийся у нас на глазах. Сейчас уже нельзя просто отдаться на волю судьбы и пассивно наблюдать за ходом событий. Парадокс в том, что те институты, которые контролировали процессы на уровне государств и экономик, больше не владеют ситуацией. Их методы управления больше не действуют. Корпорации и правительства, как и мы с вами, беззащитно взирают на разворачивающуюся картину хаоса. Мир оказался хрупок. Все знали это, но никто не ожидал, что настолько.

Да, человечеству тяжело и непривычно ощущать себя властелином своей собственной судьбы. Мы привыкли делегировать полномочия и перекладывать ответственность на плечи представителей. Подобный подход завел в тупик и привел к системному кризису. В том состоянии, в котором человечество находится сейчас, выбирать не приходится: система вышла из равновесия и процесс изменений уже начался.

Остается только взять, наконец, ответственность на себя, создать и применить новые параметры оценок и организационные принципы для всех нас: для самих себя и своей страны, для большого мира - планеты - и для множества маленьких миров - для каждого живущего на ней человека.

Россия в полном праве считать, что может и готова явить стране и миру этот новый базис ценностей и приоритетов. Создать новые организационные принципы - значит предложить новую модель общественного устройства, по сути - новое общество.

Знаменательно, что именно об инновационном обществе как о безусловном приоритете развития страны согласованно говорили и Владимир Путин на расширенном заседании Госсовета, и Дмитрий Медведев на Красноярском форуме.

Понятие инновация - "нововведение" - естественно воспринимается нашим сознанием: русский язык, в отличие, например, от английского, сохранил неизменным латинский корень nov- в его первоначальном звучании и смысле.

Однако быть воспринятым сознанием и даже укоренённым в нём ещё вовсе не значит быть понятым.

По данным последнего опроса ВЦИОМ, опубликованного в "Российской газете" на прошлой неделе, почти две трети граждан считают, что инновации - необходимое условие будущего процветания России.

Понятие "инновации" вошло в нашу жизнь столь стремительно, что многие пока затрудняются четко определить, что же это такое:

Новые, прорывные технологии, внедренные в производство?

- Да.

Квантовый скачок в развитии прикладной и фундаментальной науки, техники, системы IT коммуникаций?

- Бесспорно.

Новаторские методы, положенные в основу системы образования?

- Несомненно.

Но есть и ещё что-то, исключительно важное, а возможно и важнейшее, базовое, без чего все остальные инновации не смогут образовать целостную ткань живого организма.

Мы говорим о нововведениях в сфере общественных отношений и общественно-политического устройства. Поскольку убеждены: для того, чтобы стать инновационным, подлинно новым, обществу недостаточно внедрить сколь угодно большой пакет прорывных технологий. Необходимо целенаправленное внедрение качественных изменений в практики социального взаимодействия.

Большинство россиян готовы к переменам. Данные ВЦИОМ свидетельствуют: мы интуитивно склоняемся к тому, что инновации - скорее нововведения вообще, чем отдельные технологические достижения.

В отличие от простых граждан, национальные элиты склонны сводить всю инновационную проблематику исключительно к технологическому аспекту. Их "охранительная" позиция более чем естественна. Боясь потерять влиятельные позиции, они пресекают малейшие изменения, дисбалансирующие существующий и выгодный им статус-кво.

Обычно различают три типа нововведений: социально-экономические, управленческо-организационные и технологические. Из трех типов лишь последний представляется наиболее безопасным с точки зрения удержания власти. На нём и концентрирует управленческая элита своё внимание, к нему и сводит всё инновационную проблематику.

Такой искусственно зауженный, технократический подход к инновациям наглядно продемонстрировал II Национальный Форум "Инновационное общество: союз государства, бизнеса и науки", прошедший 15 февраля в московском "Президент-отеле". Достаточно сказать, что вопросы социальных и, тем более, общественно-политических инноваций на нём даже не обсуждались; как и не прозвучал ни в одном из выступлений даже намек на их будущее развитие.
А потому мы вынуждены согласиться с мнением Виталия Третьякова: пока в России нет как институтов, изучающих общественно-политические инновации и готовящих качественный скачок в этой области, так и видимой готовности нынешних элит к их созданию.

Значит, решение придёт извне. От тех, кто первым услышал музыку перемен. От людей и общественных объединений, готовых возглавить инновационные, отвечающие требованиям времени, преобразования.

Сущность инновационных преобразований в общественной сфере, сфере социальных взаимодействий и мировоззренческой парадигме заключена в принципе самоорганизующихся систем.

Структуры индустриальной эпохи с присущим им административно-командным подходом изжили себя. На смену механистическим, линейным представлениям приходит новая система взаимоотношений. Внутри организаций, социальных групп и общества в целом возникают сложные самоорганизующиеся системы, характеризующие особенности природных систем.

В них всё связано со всем, а импульс, исходящий от любого элемента системы, приводит в действие целое. Такие системы возникают на грани хаоса, а их отношения и взаимосвязи образуют новый порядок, сетевой и иерархический одновременно.

В последние десятилетия такие самоорганизующиеся и самоуправляемые системы, органично сочетающие в себе хаос и порядок, получили название хаордических (от англ.chaos - хаос и order- порядок). Термин впервые был предложен Ди Хоком - основателем системы VISA,- первой хаордической организации в области мировых финансов.

Эффективность хаордической организации говорит сама за себя. Сорок лет назад системы электронных расчетов просто не существовало, сейчас ей пользуются более 1 миллиарда держателей карт на всём земном шаре. Целое приводится в действие и работает исходя из потребностей, из интенции каждого отдельного человека.

От человека - ab Homo - должно строится и новое, инновационное общество, с его всё более широкими возможностями подключения к глобальным базам данных и информационным сетям. Таким образом, общественные инновации помогут раскрыть самый богатый и до настоящего времени самый неразработанный из всех ресурсов на земле - человеческий талант.

От человека - ab Homo - в инновационном обществе может и должна быть переустроена на основе хаордического принципа система здравоохранения, образования, социального обеспечения, а в дальнейшем - и сама система государственного управления, естественным образом заменив собой устаревшую неолиберальную представительную демократию.

Несмотря на новизну термина, сами хаордические системы существовали с момента зарождения жизни, поскольку и самый простой живой организм, и сложнейшая природная система, - всё это "управляемый хаос".

Всем нам хорошо известны и примеры хаордических организаций, появившихся в процессе эволюции человеческого общества и возникших из единения вокруг идеи или системы ценностей. К ним относятся самые разные сообщества: от международного терроризма и мафии до национально-патриотических и освободительных движений. При полярности морально-этических ориентиров их объединяет общность внутренней организации, а главное - ее эффективность. Вспомним хотя бы "бессмертность" мафии и способность террористов "быть везде и одновременно нигде".

Будучи построенными по принципу, аналогичному принципу функционирования природной системы, хаордические организации приобретают характеристики живого организма:
априорный потенциал внутреннего развития;
феноменальную степень выживаемости;
быстроту реакции на внешние изменения;
флексибельность - то есть способность к самопреобразованию.
Наиболее близкий и понятный каждому из нас пример хаордической организации - это семья. Организация, лежащая в самом основании общества, известная и близкая всем и каждому с самого детства.

Каждая крепкая, дружная семья по своей природе является хаордическим образованием, являя собой блестящий пример безвозмездного обмена нематериальными ценностями и способности к быстрому реагированию и мобилизации. Члены семьи, а особенно семьи российской, с разветвленными родственными связями, сами того не ведая, прекрасно владеют принципами хаордического взаимодействия.

Вот вам и общественно-политические инновации... Оказывается, всё новое - это и вправду хорошо забытое, или даже воспринимаемое как естественное, старое. С одним существенным условием: нововведением это "старое" может стать, только будучи применённым к принципиально иному объекту, в нашем случае - к обществу в целом и его отдельным подсистемам.

Макиавелли писал: "Нет задачи более трудной, опасной и рискованной, чем руководить установлением новых порядков". Но нет ведь и более интересной, и более захватывающей задачи, чем социальное творчество, чем возможность увидеть в будущем мир не таким, каким он может стать, а таким, каким он должен быть. Глобальные задачи решаются только совместными усилиями общности людей. Человеческий, а точнее межличностный и межгрупповой фактор, играет все возрастающую роль в мировых процессах.

Без включения области общественно-политических нововведений в целостный план построения инновационного общества любые, даже самые фантастические технологические прорывы не выведут нас из тупика, в котором оказалось сейчас общество потребления. В лучшем случае - не выведут, а в худшем - вполне могут привести к большой беде. Современный мир хрупок, недолговечен и отчаянно нуждается в новом витке развития цивилизации.

23 февраля 2008 года.
www.nasledie.ru


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован