17 ноября 2008
25498

Михаил Мунтян: Политическое лидерство (Лекция)

Истинная сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы возвести на трон самого способного человека
Т. Карлейль

Определение феномена политического лидерства
Природа политического лидерства
Политическое лидерство и власть
Особенности современного лидерства
Теории лидерства
Функции политических лидеров
Типологии политических лидеров
Стили политического лидерства
Политические технологии лидерства
Новые тенденции в развитии лидерства в мире

1. Определение и природа политического лидерства. Лидерство как социальное и политическое явление универсально. Политическими лидерами являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество или его значительную часть для достижения социально значимых целей. Политическое лидерство в таком случае - это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на эту массу. Политический лидер, персонализируя систему власти и управления, олицетворяет собой эту власть в глазах всего общества или групп граждан. Политическое лидерство, по существу, представляет собой особый род власти, состоящей в способности одного лица или нескольких лиц, находящихся на вершине властной пирамиды, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они, вероятнее всего, не делали бы вообще. Ж. Блондель писал в этой связи: Детальное изучение влияния политических лидеров, их качеств есть нечто большее, чем удовлетворение простого любопытства относительно поведения людей, руководящих миром. Эта задача прямо и неразрывно связана с попытками создать условия, в которых политическое лидерство будет совершенствоваться из поколения в поколение.
Лидер в переводе с английского языка (leader) означает ведущий, указывающий путь. Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Термин лидер имеет два значения: а) индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным эталоном, к которому должны примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (то есть идеальном представлении других членов группы); б) лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплочения, объединнения других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей и в некоторых случаях символизирует их.
Говоря о лидерах, необходимо обратить внимание на сходство и различия понятий лидер и руководитель. В славянских языках термин руководитель часто употребляется в тех случаях, когда английский язык обязывает оперировать понятием лидер. И хотя часто содержание этих двух понятий действительно тождественно, тем не менее, разница между ними есть: лидер всегда выдвигается снизу вверх, в то время как выдвижение руководителя происходит сверху вниз, как правило, в форме назначения. Основное отличие лидера и руководителя заключается в том, что лидерство возникает стихийно, а появление руководства определяется искусственными факторами и заключено в определенные рамки, нормы, процедуры.
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней:
1) лидер малой группы лиц, обладающий наибольшей властью в этом сообществе, имеющем общие интересы. Его власть формируется на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной деятельности. В этом случае лидер исполняет функции делового, интеллектуального лидера и лидера общения. Для первого характерны организаторские способности, предприимчивость, прагматизм. Авторитет интеллектуального лидера основан на умении решать сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции мозгового центра группы. Лидеру общения присущи психологическая комфортность, коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы;
2) лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов (необязательно адекватно осознаваемых). Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение как в силу личных качеств, та и благодаря тому, что поддерживающая его чсть группы находится в состоянии ожидания - особом явлении массового сознания - потребности в лидере; она авансирует лидера определенной степенью доверия и политической поддержки. Чем менее определенны цели и задачи общественного движения, тем более значима деятельность такого лидера;
3) лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института. Личностные характеристики, имеющие принципиальное значение в первом случае, существенные во втором, на третьем уровне, как правило, не оказывают на политическое поведение лидера и отношение к нему решающего влияния. Деятельность политика в данном случае определяется внешними регуляторами, присущими конкретной политической культуре.
Для лидера характерна способность воздействия на других людей, умение организовывать их совместную деятельность для достижения общественно значимых целей. С этой точки зрения политическое лидерство предстает как:
- вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники) добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации общественных интересов;
- постоянное, приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу;
- управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений;
- разновидность власти, власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям (Ж. Блондель);
- положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов (К. Даутон);
- символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти.
В современной политической науке лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
1. Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, - это "власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям".
2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это "положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов".
3. Лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.) Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности:
а) необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером;
б) руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько, и даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы;
в) политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и его ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия - от лидера к членам группы;
г) влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование лидером принуждения.
4. Лидерство - это вид политического предпринимательства. Здесь, в конкурентной борьбе, политики-предприниматели обменивают программы решения управленческих задач на право их властной реализации. Специфика политического предпринимательства состоит в персонализации лидера как "политического товара". Предлагаемый "политический товар" при этом отождествляется с общим благом, национальным интересов и т.п. (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих). Такая интерпретация политического лидера применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.
5. Лидер - символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, "в отличие от лидерства, предполагает достаточно жестокую и формализованную систему отношений господства - подчинения". Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском обществоведении. Она связана с длительной оторванностью российской политологии от мировой науки, а также с узким, преимущественно психологическим пониманием лидерства как главенствующего положения личности в малой группе. С такой трактовкой лидерства нельзя согласиться из-за ее односторонности, игнорирования объективной, антропологической и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы людей.
Институциализация руководящих функций отражается в самом понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающее на положении в общественной иерархии, месте ролевых структурах, обладании ресурсами влияния. В противоположность формальному, неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами. Оба этих аспекта - формальный и неформальный - характеризуют политическое лидерство, которое в принципе представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента, которые прямо влияют на эффективность лидерства:
а) индивидуальные черты лидера;
б) ресурсы или инструменты, которыми он располагает;
в) ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние.
II. Политическое лидерство как властные отношения. Политическое лидерство в системе властных отношений занимает особое место. В лидерстве наиболее ярко проявляется "видимость" власти, ее наглядность. Политические лидеры персонифицируют власть. Они обладают таким огромным влиянием, которое несоизмеримо с влиянием других субъектов политики. Само по себе политическое лидерство есть феномен власти. В лидерстве четко проявляется способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды, изменять желаемым для него образом социальное поведение других людей, социальных слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере). Вместе с тем лидерство - это власть особого рода. В лидерстве властные отношения отличаются максимальной асимметричностью, максимальным неравенством, поскольку лидер аккумулирует у себя власть, способную заставить делать то, что он приказывает, всех членов группы, организации, а в случае с нацией - всех граждан. Особенностью лидерства как властеотношения является то, что власть лидера носит неформальный характер. Это не власть по должности, а власть авторитета, который имеет продолжительное влияние. Авторитет и влияние лидера складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля. Так формируется социально-психологический процесс лидерства, который отличается от руководства как юридически регламентированного процесса.
Однако должность и лидерство в политике тесно взаимосвязаны. "Реальное" лидерство в своей основе неформально, но, имея авторитетно-властные полномочия, лидер чаще всего со временем занимает и определенную должность. Должность может стабилизировать положение лидера, может значительно усилить или ослабить его. Таким образом, хотя лидерство и формальное должностное положение оказывают влияние друг на друга, но лидер - это только тот, кто влияет на людей независимо от того, занимает он должность или нет. Лидерство как власть характеризуется и тем, что оно осуществляется по широкому кругу вопросов. Политические лидеры осуществляют свою власть над экономической и социальной сферой, над внешней политикой и безопасностью. Их влияние распространяется на культуру и искусство, то есть решение, которое принимает лидер, может затрагивать любую общественную проблему. Политическое лидерство, отмечал французский политолог Ж. Блондель, есть одна из самых высоких и самых охватывающих форм власти. Лидеры выполняют ряд важнейших функций, в которых проявляется специфика их деятельности. Обобщая все вышеупомянутое, следует констатировать, что политический лидер может быть определен как человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов.
Главным критерием для определения сути феномена лидера является его стремление к власти. Статистикой подсчитано, что каждая нация имеет 7-8% населения, которые болеют властью, для которых власти никогда не бывает много и она никогда не надоедает. Каждый лидер своеобразен как феномен политики, но при всем их разнообразии у них можно обнаружить важные общие свойства:
- во-первых, пассионарность, как называл Л.Н. Гумилев известную избыточность биохимической энергии у некоторых людей. Десятки тысяч людей, активно занимающиеся политикой в любой стране, вряд ли берут на себя ответственность за судьбы народа только ради власти, славы или богатства, так как надежды заполучить их часто не сбываются. У всех у них, по всей видимости, стремление изменить окружающий мир превышает инстинкт самосохранения. Однако направление энергии многих пассионариев нередко оказываются не ко времени и не к месту, они погибают как высокосортные семена, попавшие в неподготовленную почву. Но те из них, чье направление энергии находит отклик в обществе и соответствует его актуальным потребностям, становятся политическими лидерами;
- во-вторых, инициативность или принятие на себя ответственности за инициативу политических действий, направление и мобилизацию политической силы. При этом нельзя утверждать, что всем лидерам свойственно глубокое понимание закономерностей развития общества. История показала, что многие лидеры не были самыми умными и самыми образованными из своих современников, некоторые вообще оказывались авантюристами;
- в-третьих, обладание определенной политической интуицией. Она позволяет лидерам ухватывать в конкретных ситуациях то, что не могут увидеть или высчитать другие. Интуиция оказывается гораздо важнее научных знаний, теоретической подготовки. Большинство выдающихся политических лидеров не были учеными, политологами, даже если их и именовали корифеями всех наук;
- в-четвертых, способность убеждать, скорее - увлекать за собой людей. Эту способность, по всей видимости, можно считать проявлением своего рода харизмы лидеров.
В современной политологической литературе выделены несколько черт и достоинств, которыми обязан обладать современный лидер:
- первым и необходимым качеством политического лидера в настоящее время является его способность квалифицированно артикулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. Л.Д. Троцкий в книге Что такое СССР и куда он идет писал, что Февральская 1917 года революция в России привела к власти А.Ф. Керенского и П.Н. Милюкова не потому, что они были умнее и ловчее, чем министры царя, а потому, что они представляли, по крайней мере временно, революционные народные массы. Большевики же победили мелкобуржуазную демократию не личным превосходством вождей, а новым сочетанием социальных сил: пролетариату, в соответствии с теорией Ленина, удалось, наконец, повести за собой неудовлетворенных крестьян против буржуазии;
- второй решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю благодаря новизне и оригинальности своих общественных программ;
- третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация касается, прежде всего, состояния и ожиданий различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их отношений между собой, с государством и различными общественными институтами;
- четвертое важнейшее качество - умение определять лексикон в общении со своими последователями. В зарубежных странах быстрыми темпами развивается герменевтика, с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров с тем, чтобы сократить их путь к признанию как можно более широкими кругами общественности своих стран;
- пятое качество лидера - чувство политического времени. Дело в том, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер, идущий на компромисс с опозданием, теряет инициативу и может потерпеть поражение. Поэтому в выигрыше остаются всегда только те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя.
Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный социальный феномен берут свое начало еще в глубокой древности. В примитивных обществах интересы автономной личности еще не были осознаны, так как доминировали интересы нерасчлененного целого (рода, племени). Функции лидеров в них проявлялись слабо и сводились в основном к обеспечению физического выживания своих соплеменников. Платон изображал лидера как человека, имевшего прирожденную склонность к знаниям, отличавшегося решительным неприятием лжи, любовью к истине. По его представлениям, лидеру должны быть присущи скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. В Параллельных жизнеописаниях Плутарх продолжил платоновскую традицию изображения идеального лидера. Он показал блестящую плеяду греков и римлян, живших по высоким моральным нормам и принципам. Геродот, Полибий и другие античные историки в своих трудах уделяли главное внимание вождям, полководцам, героям, монархам, законодателям, которые служили живым воплощением власти и творили историю.
Этико-мифологияеская традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в средневековье, привнеся в нее идею богоизбранности лидеров, в отличие от простых смертных. Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах "Государь" и "Размышления о первой декаде Тита Ливия" он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на овладеие и использование власти. Свойство постоянно стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков лидеров. Подобная нацеленность на власть действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Правитель, желающий добиться успеха в своих делах, должен сообразовывать действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.
Н. Макиавелли пришел к выводу, что в основе поведения людей лежат два мотива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь. При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того, чтобы это не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан. Помимо этих двух мотивов, поведением людей правит честолюбие, которое присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно более честолюбив а, следовательно, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково.
Технология стабильного лидерства, согласно Н. Макиавелли, заключается в умелом сочетании средств поощрения и наказания, иначе говоря, использование "политики кнута и пряника". Лидер, который стремится к абсолютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются "малыми дозами". Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять сразу и в "больших дозах". Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени. Н. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия "правитель - подданные". Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида. В своем труде Государь Макиавелли построил систему иерархической приоритетности лидеров в соответствии с их заслугами перед отечеством, родом занятий и отчасти социальным происхождением. Из всех людей, которых прославляют, - писал он, - наиболее прославленными являются главы и основатели религий. Сразу за ними идут основатели республик или царств. Несколько ниже на лестнице славы стоят те, кто возглавлял армии, расширял границы собственных царств или родины. Потом идут писатели. Всем остальным людям отводится та часть славы, которую дают им искусство и ловкость.
В XIX в. французский социолог Э. Дюркгейм и ряд других ученых выдвинули идею о том, что со временем роль личностных компонентов власти будет уменьшаться, уступая место структурам и институтам. Прогноз, однако, не оправдался. Оказалось, что и в сложно организованных государствах граждане легче и охотнее доверяют находящимся у власти людям, чем анонимным структурам. Политическое лидерство в этом случае - это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на эту массу. В начале XX века свою теорию лидерства выдвинул знаменитый немецкий социолог М. Вебер в работе Харизматическое господство. В качестве основного признака лидерства он выдвинул понятие авторитет, которое определил как вероятность того, что приказания встретят повиновение определенной группы людей. Ученый выделил три типа лидерства - традиционное, рационально-легальное и харизматическое:
- традиционное лидерство, по его мнению, опиралось на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходили корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретал благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива);
- харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества того или иного человека-лидера. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, "характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя". Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.
Именно поэтому харизматический лидер представляет интерес для современного политического анализа. Харизмой в той или иной степени обладают многие современные лидеры. Но ХХ век показал, что лидеры с харизматическими качествами могут превращаться в узурпаторов власти, чей образ вызывал одновременно страх, любовь и восторг. Подобный лидер, как правило, требует беспрекословного подчинения своей воле и полон внутреннего убеждения, что он один знает способ решения тех или других задач. Современные харизматические вожди порождаются массовыми движениями протеста. Отмечена тенденция их возникновения в условиях плебисцитарной демократии. В массовых обществах, делал вывод еще М. Вебер, цезаристский элемент неистребим. Избранные всеобщим голосованием народа политические лидеры общегосударственного масштаба становятся колоссально могущественными и стоят как бы над другими ветвями власти, неся ответственность только перед народом.
Роль харизматических лидеров в современную эпоху усиливают два обстоятельства. Во-первых, развитие средств массовых информации дает лидеру напрямую обращаться к миллионам людей и использовать свой талант демагога. Во-вторых, кризис массовых партий и в целом ослабление партийного контроля избирателей также расширяет возможности концентрации все больших объемов власти в руках харизматиков. Плебисцитарные харизматические лидеры не обязательно становятся диктаторами, но они напрямую избираются народом, опираются на его поддержку. Отличаются твердостью и решительностью в проведении политической линии, что импонирует массам. Харизматики знают, чего хотят, и не меняют свою политику под влиянием ситуации. Для них характерно стремление подняться над партийными и социальными интересами и играть роль объединяющего начала нации.
На пути превращения харизматических лидеров в диктаторов можно поставить институциональные и правовые заслоны. Прежде всего, они не должны обладать абсолютной властью над силовыми структурами и средствами массовой информации. Там же, где институты демократического контроля слабы, они быстро ликвидируются харизматическим лидером, в результате чего возникает харизматический вождь, попирающий представительную демократию. Административные структуры становятся средством укрепления личной власти. Только в условиях развитой демократии с традиционно сильным уважением к демократической процедуре и закону нет опасности перерастания харизмы лидера в вождизм. Тогда и возникает политический баланс в системе властных отношений: лидер - политическая элита - группы интересов - народ;
рационально-легальное лидерство, полагал М. Вебер, олицетворяется бюрократией. Лидер-чиновник выступает не как личность, от которой исходит власть, а как исполнитель определенной государственной функции, стимволизирующий собой рациональное управление. Власть авторитета признается в силу "легальности", в силу веры в правомерность легального статуса и "компетенции" бюрократии, основанных на рационально установленных законах. Власть в таком случае опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем числе государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.
III. Особенности современного лидерства. Современное политическое лидерство обладает рядом специфических особенностей:
- как правило, между общенациональным лидером и обществом не существует прямого взаимодействия, оно опосредуется партиями, политическими группами и движениями, средствами массовой информации;
- оно носит многогранный характер, так как лидер всегда ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужденно стремится к оправданию массовых ожиданий благоприятных результатов от его деятельности;
- политическое лидерство корпоративно;
- оно в той или иной степени институционализировано, то есть деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процессами принятия решений;
- феномен политического лидерства основан на способностях руководителя, среди которых американский социолог Э. Богардус отмечает силу характера, волю, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкую интуицию, чувство юмора, такта, способность привлекать к себе внимание.
Вместе с тем лидеры, оставившие свой заметный след в истории, зачастую весьма не похожи друг на друга по своим личностным качествам. Так, Рональд Рейган, будучи президентом США, умудрялся работать не более 2-3 часов в сутки, увлекался астрологией. Не обладая аналитическим складом ума, он не стремился обладать и широкой информацией, не любил вникать в детали политических дел. Часто путал реальность и вымысел, изрекаемые им истины всегда были банальными, общеизвестными. В значительной степени сила этого американского президента заключалась в его политическом чутье, интуиции. Выдвинув программу Стратегическая оборонная инициатива (CОИ), более известную как программа звездных войн, он способствовал перенапряжению советской экономики со всеми последовавшими за этим трагическими для СССР событиями. Фактически он являлся тем американским лидером, который привел США к победе в холодной войне.
Совсем по-другому проявила себя в политике английская железная леди - Маргарет Тэтчер. Она рано увлеклась политикой, в Оксфордском университете была председателем студенческой организации консервативной партии. В 25 лет баллотировалась в парламент, проявила себя твердым, решительным, волевым политиком. Умела убеждать своих оппонентов, простым языком объяснять сложные политические явления. Для всего своего политического окружения всегда являлась образцом работоспособности, заряжая всех энергией последовательных практических действий. Она смогла провести постиндустриальную модернизацию Великобританию без каких-либо серьезных общественных конфликтов и кризисов.
В отличие от первых двух примеров, объединитель Германии Гельмут Коль умел налаживать хороший контакт с молчаливым большинством в стране, шел на компромиссы, постоянно лавировал в политической борьбе. Вступил в Христианско-демократический союз в 16 лет, он прошел в партии хорошую выучку, в 29 лет стал самым молодым депутатом парламента. Отнюдь не блистал образованностью, не знал ни одного иностранного языка, но оказался способным объединить энергию нации для реализации представившейся возможности мирным путем восстановить единство Германии.
IV. Теории политического лидерства. Проанализировав различные подходы к характеристике лидерства, американский ученый Р. Стогдилл выявил, что практически во всех случаях оно рассматривалось либо как фокус групповых процессов, либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зрения ролевой дифференциации в позициях власти. Явный персональный характер политического лидерства побуждал многих ученых при характеристике лидеров ставить во главу угла те или иные их личные свойства и качества. Т. Карлейль еще в XIX в. сумел сформулировать первые теоретико-концептуальные построения по проблемам деятельности лидеров и лидерства как социального феномена. Именно Карлейля считают основоположником весьма популярной в науке теории черт.
Современные теории черт в определении лидерства возникли под влиянием исследований английского психолога Ф. Гальтона, пытавшегося еще на заре ХХ века объяснить лидерство на основе наследственности. Основной идеей такого подхода было убеждение, что если лидер обладает качествами, отличающими его от последователей, то эти качества можно выделить. В 1940 г. американец К. Бирд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как лидерские. Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, дружелюбие и т.д. Но ни одна из этих черт не занимала прочного места в перечне: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды, 16-20 - дважды, 4-5% - трижды и лишь около 5% - четырежды.
Позднее К. Каттелл и Г. Стайс доминирующими чертами лидера предлагали считать нравственную зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальную смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, силу воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн включал в этот список интеллект, приспособляемость, экстравертность, восприимчивость и способность понимать других. Американский исследователь Ю. Дженнингс объяснял такие несовпадения тем, что субъективистские в своей основе теории черт в большей степени отражали свойства самих исследователей, чем лидеров.
В принципе, не существует определенного набора личностных качеств, которыми обладали бы все или хотя бы большинство лидеров. Они, эти качества, многообразны, но все их можно классифицировать в три большие группы: природные, нравственные и профессиональные. Природные качества - это сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
О необходимости для лидера нравственных качеств писали еще Платон, Аристотель, Конфуций. Они называли среди этих качеств благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости. В современном мире значение морального фактора неизмеримо возросло. Процессы демократизации современного общества, повышение общей политической культуры человечества сделали нетерпимыми бесчеловечные и жестокие методы и средства политического правления, неприемлемыми какие-либо нарушения прав и свобод граждан. Гуманизм и человеколюбие, высокое чувство ответственности за принимаемые решения, честность и неподкупность, забота о людях - те главные нравственные черты и качества, которые должны быть присущи современному политическому лидеру.
К профессиональным качествам политического лидера можно отнести аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений, готовность к компромиссам, так и дипломатичность. Сюда также можно отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой.
Авторитетным и распространенным способом описания политического лидерства являются ситуационные концепции, в соответствии с которыми появление лидера всегда есть результат места, времени и обстоятельств. Ситуационная теория лидерства подчеркивает относительность черт, которые должны быть присущими лидеру и предполагает, что качественно разные ситуации и обстоятельства могут потребовать качественно разных лидеров. Отдельные ученые (например, М. Шлессинджер-младший) абсолютизируют такую зависимость, рассматривают лидера как игрушку, выполняющую определенные задачи от имени класса, нации, прогресса, всеобщей воли и т.п. Дж. Шнейдер утверждает в этой связи, что число военных лидеров в Англии всегда было пропорционально числу конфликтов, в которые была вовлечена страна.
Ж. Блондель, исходя из ситуационной теории, предложил собственную типологизацию лидеров:
1) в ситуации, требующей сохранения существующего положения вещей, выдвигаются лидеры - спасатели с широкой программой деятельности (У. Черчилль, Ш. де Голль) и лидеры - успокоители без такой программы (Д. Эйзенхауэр);
2) в ситуации, когда необходимы умеренные изменения, выдвигаются лидеры-патерналисты и лидеры-популисты с программами изменения основных сфер жизни общества (О. Бисмарк, И.В. Сталин) либо лидеры-пересмотрщики, планирующие перемены в некоторых областях жизни (Р. Рейган, М. Тэтчер);
3) в ситуации, требующей широкомасштабных изменений в жизни общества, выделяются лидеры-идеологи (Мао Цзедун, А. Гитлер) с широкой программой изменений либо лидеры-реформаторы (Ф.Д. Рузвельт), планирующие глубокие изменения в отдельных областях.
Для того, чтобы снять с ситуационной теории подозрения в том, что она считает лидеров марионетками, Э. Хартли предположил:
- во-первых, если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он им станет и в другой;
- во-вторых, в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как лидеры вообще;
- в-третьих, став лидером в определенной ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его избрание лидером и в следующий раз;
- в-четвертых, лидером чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.
Теории черт и ситуационные концепции, как два крайних подхода в проблеме лидерства, родили в науке третье, более или менее компромиссное личностно-ситуативное объяснение природы лидерства. В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые необходимо было учитывать при рассмотрении феномена лидерства: а) черты и мотивы лидера как человека; б) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним; в) характеристики роли лидера; г) институциональный контекст, то есть те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены.
Сторонники личностно-ситуационного подхода пытаются найти компромисс в признании одинаковой важности роли внутренних и внешних факторов, детерминирующих деятельность лидера. С этого момента лидерство стало рассматриваться как отношения между людьми, а не как характеристика отдельной личности. Наиболее характерной концепцией такого типа является теория конституэнтов, утверждающая, что лидер - не кто иной, как выразитель ожиданий внешней по отношению к нему группы последователей. Соответствие лидера своему статусу в таком случае определяется не столько его личными качествами, сколько его способностями удовлетворить интересы тех, кто содействовал его возвышению. Власть предержащие в таком случае просто нанимают лидеров.
Характерна в этой связи достаточно распространенная среди специалистов теория свиты, делающей короля. В соответствии с этой теорией, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к осуществлению своей роли, а та или иная группа ищет подходящего для себя вождя и, найдя нужную фигуру, делает (конституирует, создает) из нее своего лидера. Одновременно конституэнты (те, кто осуществил конституирование лидера), становятся его идейными последователями, приверженцами и организуют ему поддержку в народе. Суть этой теории заключается в том, что лидерами не становятся самостоятельно, а их ищут, находят, сажают на трон и нередко превращают в марионетку.
Широкое распространение в политической науке получили психологические теории лидерства. Среди них можно выделить три основных направления:
- психоаналитическое, ставящее на первое место бессознательные комплексы, которые определяют как стремление к власти, так и специфические особенности ее осуществления. Его родрначальником стал австрийский врач Зигмунд Фрейд, согласно которому людьми управляют бессознательные (инстинктивные) влечения сексуального характера, являющиеся движущей силой социальных действий и всей творческой активности людей. При этом дурные бессознательные секс-импульсы постяонно конфликтуют с совестливым сознанием человека, ввергая его в состояние психической напряженности и борьбы с обществом и самим собой. Когда же индивиду удавется переключить свою запретную сексуальную озабоченность на нормальное (приемлемое для общества) дело, из него часто получается весьма активный и творческий деятель - художник, писатель, политик и т.д. С точки зрения классического психоанализа, корни лидерства следует искать в сфере бессознательного личности;
- мотивационное, концентрирующее внимание на изучении влияния различных мотивов, их комбинаций на политическую деятельность, стиль и характер принимаемых высшим руководством решений;
- прикладное, исследующее факторы лидерства, касающиеся возможных стратегий принятия политических решений. Приверженцев этого направления интересуют стереотипы, соотношение эмоциональных и рациональных оценок в мышлении лидеров, разработанность причинно-следственных связей, категорий прошлого, настоящего и будущего.
Одной из наиболее показательных современных трактовок политического лидерства является рыночная теория. С точки зрения этой теории лидер выступает как своеобразный торговец особого рода благами (безопасностью, правосудием, благополучием и т.п.), а его целью является получение дохода от разницы между мобилизуемыми и реально затраченными на решение определенных задач ресурсами. Поэтому лидеры должны заботиться об экономии средств налогоплательщиков, разумном расходовании государственных запасов, минимизации хозяйственных и политических рисков и т.д.
К влиятельным современным доктринам, объясняющим природу и назначение лидерства, относится и реляционная теория. В ней доводы и аргументы строятся на основе комплексного, системного учета факторов, относящихся к внешней среде, индивидуальным и личностным качествам властвующего лица, а также особенностям ситуации и иным обстоятельствам, определяющим поведение лидера. В рамках данной теории создаются многочисленные методики эффективного отбора и подготовки лидеров. Теория факторов политического лидерства, автором которой является М. Херманн, стремится соединить в себе позитивные стороны всех рассмотренных выше подходов. С точки зрения этой американской исследовательницы, на процесс становления конкретного политического лидера влияют следующие факторы:
- личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером, ибо именно они влияют на его убеждения, политический стиль и характер выбранных им целей;
- характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер, так как лидер всегда зависит от их поддержки, от характера требований и интересов, которые он обязан учитывать;
- характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит, потому что нужда в их поддержке заставляет его идти на компромиссы и соглашения (в рамках демократического стиля руководства) либо иметь достаточно силы и авторитета для навязывания своей воли;
- контекст или условия, в которых осуществляется руководящая роль лидера в связи с тем, что именно они определяют стиль, программу и используемые лидером средства управления;
- результат взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит, то есть, иначе говоря, эффективность и результативность управления, от которых зависит поддержка и сохранение лидером его руководящей роли.
V. Функции политических лидеров. Функции лидера - это главные направления его деятельности. Количество их зависит от таких факторов, как тип политической культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения и т.д. Среди основных функций лидера выделяются:
1. Интеграция общества, объединение масс. Призвание лидера - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Он также должен воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, подавать своим гражданам пример служения народу, государству, отечеству;
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных проблем обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах;
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства, бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Социальный патронаж реализуется лидерами далеко не всегда. Между тем вера в хорошего царя, отца народа до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с многовековой историей демократии;
4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации и, прежде всего, телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители получают достаточно широкие возможности для непосредственного общения с народом;
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой объединенной группе сконцентрированы функции, близкие по своей направленности. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им;
6. Легитимация строя. Эта функция присуща, главным образом, лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей степени обожествляются. Культ личности - крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории.
VI. Типологии политического лидерства. Многообразие выполняемых политическим лидером задач, условий их осуществления, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в разных типологиях лидерства. Наиболее распространенным является их раличение по:
- уровню их контроля над властью (правящие и оппозиционные);
- масштабу деятельности (общенациональные и региональные);
- стилю поведения (авторитарные и демократические);
- характеру руководства (формальные и неформальные);
- отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформаторы, догматики, фундаменталисты);
- ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики); отношению к противникам (соглашатели, фанатики).
Г. Лассуэлл предложил свою классификацию лидеров, в основе которой лежала склонность лидеров к определенной модели поведения. Данная классификация ослаблялась тем, что среди лидеров бывали и такие, у которых выделение сферы поведенческого предпочтения было делом весьма затруднительным. Так, у В.И. Ленина и агитаторское, и организаторское, и теоретическое начала в лидерстве были выражены одинаково ярко. Тем не менее, Лассуэлл выделял как отдельные типы:
- лидеров-агитаторов, которые предпочитают воздействовать силой слова, ораторским искусством, личным поведением;
- лидеров-организаторов, отдающих предпочтение работе с кадрами, используя возможности организации для усиления своего влияния;
- лидеров-теоретиков, воздействующих на своих последователей силой интеллекта.
Интересной представляется классификация лидеров, разработанная С. Хуком. Критерием своей классификации этот исследователь сделал степень воздействия лидеров на события и способность ими управлять. На этом основании он поделил всех лидеров на две неравные группы. В первую вошли лидеры, способные прекрасно ориентироваться в политических ситуациях и использовать их. Вторая, небольшая группа лидеров представляла тех из них, кто был способен самостоятельно творить события, делать историю по-своему. Такие лидеры могли круто менять направленность и содержание исторического процесса. В эту группу на первых местах С. Хук поместил В.И. Ленина и Наполеона.
Американский политолог К. Ходжкинстон выделяет несколько типов политических лидеров:
- лидеров-карьеристов, ориентирующихся на достижение личных эгоистических интересов во власти;
- лидеров-политиков, действующих в сфере власти в интересах представляемых ими граждан;
- лидеров-техников, умело использующих аппаратные структуры и механизмы в процессе организации власти;
- лидеров-поэтов, действующих в политике во имя высоких целей, реализации идеологических целей и ценностей.
Весьма популярна в науке предложенная американской исследовательницей М. Херманн система классификации лидеров на основе имиджа (имидж в переводе с английского означает образ). Первый собирательный образ лидера в представлении этой исследовательницы - это лидер-знаменосец. Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди, В. И. Ленина, Мартина Л. Кинга и др.
Второй образ лидера, согласно Херманн - это лидер-служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он - агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, чего от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У. Черненко, выражавших интересы партийной бюрократии.
Третий образ лидеров, выделенный Херманн, - это лидер-торговец. Существенная черта его заключается в способности убеждать. Президент США Г. Трумэн заметил, что "суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения". Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием эти потребности удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.
Четвёртый собирательный образ, отмеченный этим автором - это лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, отраженные в настроениях его сторонников. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Лидеры большинства современных государств могут быть отнесены именно к этому типу.
На основе эмоционального отношения к лидеру его последователей С. Джибб выделяет три типа лидеров:
а) лидер-патриарх, по отношению к которому члены общества испытывают одновременно чувства уважения и страха;
б) лидер-тиран, в отношении к которому среди его приверженцев доминирует чувство страха;
в) лидер-идеал, характеризующийся проявляемым к нему чувством симпатии со стороны большинства социальных групп общества.
VII. Стили и технологии политического лидерства. Значительный интерес представляет изучение стилей лидерства. Стиль лидерства - это совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами поддерживающих его групп и последователями. Традиционно выделяются три стиля лидерства:
- авторитарный - для него характерен упор на жесткие меры и методы руководства - безапелляционные распоряжения, безальтернативные директивы, неприкрытые угрозы. Лидер не только четко обозначает цель и намечает комплекс мер по ее достижению, но и требует безусловного повиновения и исполнения поставленной цели. Позиция члена группы, его мнения и инициативы в случае расхождения с установками лидера жестко и жестоко подавляются. Основной метод воздействия на подчиненных - санкции или угроза их применения, поощрения и вознаграждения - крайне редки;
- демократический - ему соответствует иной подход лидера к организации взаимодействия внутри группы. Для успешного достижения целей поощряется активность и инициативность. Усилия лидера сосредоточиваются на координации ролевого поведения, а также межгруппового поведения. В арсенале методов доминируют поощрения, вознаграждения, похвала, поддержка. Лидер демократического стиля охотнее использует методы манипулирования, нежели прямого насилия и давления. При принятии решения он стремится взвесить и учесть все точки зрения, в том числе и те, которые противоречат его собственным установкам;
- не вмешивающийся или отстраненный стиль лидерства основан на положении стороннего наблюдателя, которое обычно занимает лидер, не проявляющий стремления к какой-нибудь деятельности, но внимательно следящий за происходящим.
Некоторые авторы выделяют среди лидерских стилей эффективные и неэффективные. Решение конкретных задач с помощью четкого распределения ролей и функций, распоряжение всеми ресурсами и безоговорочное выполнение его требований составляет основу инструментального лидерского стиля. Если лидер не занимает руководящей должности, а воздействует на ситуацию, создавая благоприятную эмоциональную среду, в которой каждый член группы стремится к максимально высоким результатам, то его стиль называют экспрессивным.
Возрастание роли психологических факторов в процессе лидерства привело к переносу в политическую науку терминов психологии и выделению еще пяти стилей:
- параноидальному стилю соответствует тип лидера, которого можно обозначить как хозяина - ему свойственны подозрительность, недоверие к своему окружению, сверхчувствительность к скрытым угрозам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Кроме того, политик параноидального стиля не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения. Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности "белое" - "черное", а люди делятся на "врагов" и "друзей". Стремление лидера к безграничной власти обеспечивается им путем постоянных манипуляций подчиненными, интригами и сталкиванием их друг с другом. Подобный стиль часто сопровождается желанием любой ценой подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике.
Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в обществах без устойчивых демократических традиций, с недостаточно развитой политической культурой. Подобный политический стиль не столь эффективен внешне, но может обладать значительным мобмлизационным ресурсом, способен решать стратегически важные задачи в исторически ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой политический курс. Однако "хозяин" может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, политический террор. Представителями параноидального политического стиля считаются И.В. Сталин, Иван Грозный. Такого рода лидеры в условиях возникновения оружия массового поражения и огромных силовых ресурсах власти могут создать серьезную угрозу для всей человеческой цивилизации. Достаточно одного, почти незаметного нарушения равновесия в психике нескольких руководящих людей, чтобы утопить мир в крови, в огне и в радиактивности, - писал швейцарский психолог К. Юнг;
- демонстративный политический стиль характерен для лидера, которого условно можно назвать артистом. Его отличает любовь к внешним эффектам, страстное желание нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Артист достаточно управляем, может потерять бдительность, наслушавшись льстецов, может потерять самообладание из-за критики в свой адрес. Он менее всего предрасположен к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время, но хорош в переломные моменты, когда надо возбудить и повести за собой толпу. К такому типу лидерства можно отнести А.Ф. Керенского, Л.Д. Троцкого, В.В. Жириновского;
- компульсивный политический стиль характеризует лидера, собирательный образ которого можно обозначить термином отличник. Ему свойственно почти навязчивое желание все сделать наилучшим образом, независимо от возможностей и конкретных условий. Стиль его поведения отличается напряженностью, отсутствием легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален. Догматически подходит ко всем инструкциям, правилам. Особенно дискомфортно отличник чувствует себя в экстремальных ситуациях, когда необходимо быстро принимать решения, используя нестандартные методы. Строгое следование избранному политическому курсу, стремление никогда не поступаться принципами ведет отличника к потере социальных ориентиров, чувства времени, поэтому он всегда рискует завести общество в тупик, обречь его на застой и кризис даже вопреки своим искренним намерениям обеспечить процветание сограждан. К такому стилю политического лидерства можно отнести деятельность Е.Т. Гайдара;
- депрессивный политический стиль олицетворяет соратник. Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может делать политику. Соратник, идеализируя других политиков и политические движения, сам часто плетется в хвосте событий, не имеет четкого курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность он воспринимает настороженно и пессимистически, постоянно обнаруживая слабость и безволие. К такому стилю политического лидерства можно отнести деятельность М.С. Горбачева;
- шизоидальный политический стиль, который представляет одиночка, тесно связан с депрессивным состоянием. Одиночка, как правило, не желает присоединяться ни к одному из политических движений, предпочитая позицию стороннего наблюдателя. Однако стремление к лидерству не позволяет долго удерживаться на таких позициях, заставляя либо присоединяться к какому-то движению, партии, либо создавать свою собственную организацию. Одиночка по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного. Синтез этих трех стилей политической деятельности являл собой А. Гитлер.
Интересный подход к изучению стилей лидерства предложил американский политолог Р. Барбер, исследуя качество выполнения президентами США своих политических ролей. Под политическим стилем он понимает набор образцов привычных действий лидеров в ответ на ролевые требования. Типологизацию стилей лидерства он основывает на измерении меры активности лидера в исполнении руководящих функций и его отношения к исполняемым обязанностям. Обе меры устанавливаются при помощи шкал: в выполнении возложенных функций - активность-пассивность, в отношении к своим обязанностям - позитивное-негативное. Совмещая различным образом эти шкалы, Р. Барбер получает четыре типа стилей:
- активно-позитивный, ориентирующийся на достижения (в качестве примера такого стиля он привел деятельность Ф. Рузвельта, Р. Рейгана);
- активно-негативный, направленный на удовлетворение личного самолюбия (Г. Трумэн);
- пассивно-позитивный, недостаточно усердие в исполнении занимаемого поста (Дж. Картер);
- пассивно-негативный, означвающий минимальный уровень исполнения должностных обязаннойстей (Дж. Буш-старший).
Одной из самых истребованных лидерских технологий является политический маркетинг, впервые испробованный Д. Эйзенхауэром в 1952 году, когда он прибег к услугам рекламного агентства для организации предвыборной кампании. В настоящее время политический маркетинг - это, прежде всего, грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание в работе с различными социальными и национальными группами именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес. В странах с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается, что без маркетинга любой лидер обречен на поражение. Российский политолог Д.И. Выдрин, который проводил исследование политического маркетинга на выборах в Москве, пришел к выводу, что такого рода работа повышает шансы претендента в 1,7 раз.
Второй по значимости политической технологией, используемой лидерами, является выборная инженерия. Она представляет собой профессиональное исследование избирательного поля претендента на лидерские позиции с тем, чтобы обеспечить ему как можно более широкие возможности для предвыборных маневров. Третий вид технологий касается отношения лидеров к конкурентам. Бывший президент США Дж. Буш-старший в своих мемуарах выделил четыре правила поведения лидера в избирательной гонке:
- какой бы ожесточенно ни была борьба по любой проблеме, никогда не следует прибегать к личным выпадам;
- всегда нужно выполнять домашнее задание. Нельзя лидировать, не зная заранее того, о чем следует говорить;
- использование власти лидера для убеждения, но ни в коем случае - для запугивания;
- лидер должен быть внимательным к нуждам коллег по избирательной команде, даже если они находятся в самом низу тотемного столба.
VIII. Новые тенденции в развитии лидерства в современном мире. К новым тенденциям в развитии лидерства, одного из самых древних и универсальных институтов человечества и существующего везде, где есть власть и организация, можно отнести:
- рассмотрение политическими лидерами внутренней политики в возглавляемых ими странах как составной части общемирового, глобального процесса;
- возрастание на национальном и глобальном уровнях роли и влияния неформальных лидеров;
- усиление концентрации активности лидеров на решении экономических и социальных проблем. Развитие этой тенденции выражается в росте благосостояния наций. Эта тенденция обусловила появление все учащающихся требований электората увеличить временные рамки властвования лидеров, добившихся такого рода успехов;
- уменьшение вероятности проявления политических лидеров-героев и лидеров-антигероев;
- сокращение границ власти политических лидеров за счет совершенствования системы разделения властей, расширения границ гражданского общества;
- рост значения подготовки лидеров и качества используемых с этой целью систем (либерально-демократических, авторитарных и теократических).
В современном мире происходит формирование новых тенденций в развитии политического лидерства. Это вызывается тем, что национальные лидеры вынуждены в своей деятельности локализовывать глобальное и глобализировать локальное, то есть находить место для собственных государств в условиях глобализирующегося мира и влиять на глобализацию, чтобы она была более благоприятной для реализации национальных интересов. Кроме того, в каждой стране существует своя система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры. Эти системы тесно связаны с характером задач, стоящих перед политическими системами разных стран, а также с ценностями господствующих в них идеологий. И процветают в меняющемся мире те страны, лидеры и элиты которых умеют правильно реагировать и знают, как отвечать на все усложняющиеся вызовы будущего, тем самым фактически способны творить его.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается феноменальность политического лидерства?
2. Какое определение лидерства вам кажется наиболее приемлемым?
3. В чем заключается суть природы лидерства?
4. Как соотносятся политическое лидерство и власть?
5. Какие вы знаете теории ролитического лидерства?
6. Обоснуйте основные функции политических лидеров.
7. Назовите известные вам типологии лидеров.
8. Охарактеризуйте стили лидерства, которые вы знаете.
9. Дайте характеристику наиболее известным технологиям лидерства.
10. Какие новые тенденции в развитии лидерства вам известны?


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Адаир Дж. Психология власти: концепция непререкаемого лидерства. Пер. с англ. М., 2004.
Леванский В.А. Модели политических лидеров и президентские выборы в постсоветской России // Общественные науки и современность. 2005. N 5.
Лубченков Ю.Н. Политическое лидерство как технология // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2005. N 1.
Мунтян М.А. Конспекты лекций по политологии. М., 2004.
Овчинникова О.Г. Путин, Блэр, Буш: биографии и аналогии. М., 2004.
Пищева Т.Н. Образ идеального политического лидера в массовом сознании // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2004. N 4.
Шаблинский И.Г. Политическое лидерство: типология и технология: учебное пособие. М., 2004.
Шахов А. Политическое лидерство в современной России // Власть. 2004. N 2.
Шестопал Е.Б., Пищева Т.Н., Гикавый Е.М., Зорик В.А. Образ В.В. Путина в сознании российских граждан // Полис. 2004. N3.
Щербинина Н.Г. Теории политического лидерства: Учеб. пособие. М., 2004.

Дополнительная

Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство // Социально-политический журнал. 1993. N1,2.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные сочинения. М., 1990.
Дударь А.Ю. Идеология, лидерство и бессознательность массового сознания // www/novopol.ru.
Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элиты. Лидеры. М., 1993.
Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии. Отрывок из работы // Диалог. 1991. N3.
Моска Г. Отрывки из работ Теория правления и парламентское правление, Элементы политической науки // Социс. 1994 - N10, 12; 1995 - N4,5,6.
Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 2005.
Парето В. Из работы О применении социологических теорий // Социс. 1995. N10; 1996. N1,2, 7.
Трушков В. Вожди и винтики // Деловая жизнь. 1991. N24.
Фреик Н. Политическая харизма: обзор зарубежных концепций // Социологическое обозрение. 2001. Т.1. N1.

www.nasledie.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован