Эксклюзив
Красинский Владислав Вячеславович
17 октября 2020
373

Комплаенс-подход к профилактике терроризма

Main img 20200302 wa0010

Красинский Владислав Вячеславович

доктор юридических наук, доцент,

заместитель руководителя аппарата

Антитеррористической комиссии

Московской области

 

Источник опубликования: Красинский В.В. Комплаенс-подход к профилактике терроризма // Современное право. 2020. № 9. С. 73-81.

 

Трансформация тактики террористов, появление новых уязвимостей и угроз объектам потенциальных террористических посягательств ставят на повестку дня внедрение современных технологий управления и контроля организации антитеррористической деятельности и состояния антитеррористической защищенности социально значимых объектов.

Между тем в региональных и муниципальных антитеррористических комиссиях, как правило, отсутствуют системы мониторинга состояния АТЗ объектов, дистанционного контроля и обратной связи со специалистами, ответственными за профилактику терроризма.

Получение достоверной и актуальной информации о недостатках систем безопасности (инженерно-техническое оснащение,  профессиональная физическая охрана) организаций и учреждений осуществляется аппаратами АТК и управомоченными правоохранительными органами только в ходе внезапных выездных проверок на объектах.

Учитывая существующие проблемы, аппаратом АТК Московской области были внедрены элементы комплаенс-подхода к организации профилактики терроризма. Основной акцент был сделан на повышении качества контроля за антитеррористическими мероприятиями, угрозообразующими процессами, уязвимыми категориями граждан, а также подготовке должностных лиц, ответственных за профилактику терроризма.

Что такое комплаенс и как его можно использовать в сфере профилактики терроризма?

Комплаенс (англ. сompliance – соответствие, соблюдение) – система внутреннего обеспечения соответствия требованиям или нормам.

В корпоративном праве комплаенс означает особую модель внутренней организации предприятия, ориентированную на обеспечение соблюдения правовых предписаний.

Некоторые авторы акцентируют внимание на функциональной составляющей комплаенса и рассматривают его в качестве разработки внутренней системы политик, процедур, мер по контролю, выявлению и предупреждению нарушений законодательства, нормативных актов, правил и стандартов /1/.

В литературе встречаются предложения разделять комплаенс на юридический (соответствие деятельности нормативным правовым актам) и этический (соответствие отраслевым стандартам и внутренним нормам компаний) /2/.

Большинство специалистов понимают комплаенс как особую систему профилактики и контроля, направленную на предотвращение потенциальных правонарушений.

Применительно к профилактике терроризма комплаенс предлагается рассматривать как систему внутреннего обеспечения требованиям антитеррористического законодательства, решений Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации с помощью контроля, выявления и предупреждения нарушений правовых предписаний.

Комплаенс выступает не только как система контроля, но и как часть корпоративной культуры, при которой выполнение каждым сотрудником своих должностных обязанностей должно соответствовать стандартам законности и добросовестности /3/.

Комплаенс направлен на формирование корпоративной идеологии и организационной культуры, которые не допускают нарушения антитеррористических норм и предупреждают риски.

В отличие от правоохранительных органов и спецслужб, осуществляющих борьбу с терроризмом, федеральных органов, задействованных в минимизации и ликвидации последствий терроризма (МЧС), где управление осуществляется с помощью приказов на основе принципа единоначалия, система профилактики терроризма не имеет подобной жесткой централизации и иерархии. В связи с этим управление профилактикой терроризма на региональном  и муниципальном уровнях осуществляется, главным образом, не с помощью административно-командных указаний, а на основе рекомендаций и корпоративных технологий (стимулирующие условия, мотивация, моральный климат, личный авторитет и др.).

Основная задача комплаенса – не модернизация «палочно-галочной» бюрократической системы с количеством административных протоколов, актов прокурорского реагирования, суммами взысканных штрафов, а минимизация рисков, предупреждение возможных нарушений антитеррористического законодательства.

Для выстраивания и функционирования комплаенс-системы в сфере профилактики терроризма необходимо выполнить ряд требований:

  1. Утвердить региональные и локальные акты – нормы комплаенс-контроля организации антитеррористической деятельности.

27 августа 2018 г. Председателем Антитеррористической комиссии, Губернатором Московской области утверждены положение и регламент муниципальных АТК /4/.

В целях стандартизации и контроля оказания охранных услуг на бюджетных и социально значимых объектах утверждены Порядок организации охраны объектов Московской области, осуществляемой за счет средств бюджета Московской области, Порядок согласования документации о закупках товаров, работ, услуг, связанных с охраной объектов и видеонаблюдением на территории Московской области, Типовой контракт на оказание охранных услуг /5/.

В 2019 г. создана правовая основа для введения единых требований к оснащению объектов социальной инфраструктуры средствами безопасности.

Аппаратом АТК Московской области были подготовлены и разосланы:

методические рекомендации по организации профилактики терроризма в муниципальных образованиях;

рекомендации по составлению и актуализации паспортов безопасности;

рекомендации по проведению эвакуаций при поступлении угроз террористического характера;

рекомендации по проведению антитеррористических тренировок;

рекомендации по проведению мероприятий по линии информационного противодействия терроризму и экстремизму;

рекомендации по оформлению информационно-аналитических справок по результатам мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, влияющих на обстановку в сфере противодействия терроризму;

разработана Типовая методика контроля антитеррористической защищенности объектов социальной инфраструктуры;

до всех министерств и муниципальных образований доведены критерии оценки организации антитеррористической деятельности и чек-листы проверок.

При комплексных проверках муниципальных антитеррористических комиссий контролируется планирование и правовое обеспечение антитеррористической деятельности, фактическая реализация мероприятий, состояние категорирования и паспортизации объектов, финансирование и выполнение антитеррористических мероприятий в рамках муниципальных программ безопасности, деятельность по мониторингу политических, социально-экономических и иных процессов, влияющих на обстановку в сфере противодействия терроризму, по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма, информационному противодействию терроризма, профилактике терроризма в молодежной среде и др. вопросы.  

В соответствии с методическими указаниями аппарата АТК Московской области при проведении проверок состояния антитеррористической защищенности объектов по чек-листам проверяется организационно-распорядительная документация, подготовленность персонала к действиям при возникновении террористических угроз, качество профессиональной физической охраны, техническое оснащение средствами безопасности в соответствии с требованиями профильных постановлений Правительства Российской Федерации/6/.

  1. Определить ответственных за профилактику терроризма должностных лиц на уровне министерств, муниципальных образований, конкретных объектов.

Внести изменения в должностные регламенты с закреплением обязанностей по линиям антитеррористической деятельности (реализация мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма; организация мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, влияющих на обстановку в сфере противодействия терроризму; профилактика терроризма в миграционной среде и др.).

  1. Определить примерную штатную численность аппарата АТК, достаточную для выполнения возложенных функций по профилактике терроризма. В качестве основы штатной численности аппарата АТК были взяты численность населения муниципального образования и количество подведомственных учреждений и объектов, подлежащих антитеррористической защищенности. К сожалению, осуществляемые в настоящее время в органах местного самоуправления организационно-штатные мероприятия ведут к сокращению муниципальных служащих, утечке и ротации квалифицированных кадров. На местном уровне имеют место попытки передачи полномочий аппаратов АТК в подведомственные организации и муниципальные учреждения. Руководители аппаратов муниципальных АТК нередко руководят работой 5-6 комиссий (по бронированию граждан в запасе, по профилактике правонарушений, по обеспечению безопасности дорожного движения, призывной, антинаркотической, по противодействию коррупции), не имеющих отношения  к профилактике терроризма,  что не позволяет на плановой основе организовывать работу и осуществлять должный контроль за деятельностью аппарата АТК.
  2. Организовать регулярные проверки антитеррористической защищенности в новом формате, который предполагает: участие курирующего представителя НАК и надзирающих прокуроров; подведение итогов на кустовых совещаниях с привлечением руководителей аппаратов АТК близлежащих муниципальных образований; методический разбор типичных недостатков планирования работы,  контроля исполнения решений антитеррористических комиссий, организации антитеррористической деятельности на объектах различных категорий.

В ходе комплаенс-контроля используются как инструменты «жесткого» контроля (акты межведомственных комиссионных проверок, протоколы об административных правонарушениях по фактам неисполнения решений АТК, представления органов прокуратуры об устранении выявленных нарушений), так и «мягкие» инструменты (консультации, тренинги).

Важное значение имеют методические разборы актуальных вопросов организации антитеррористической деятельности и тренинги.

В отличие от решений вышестоящих координирующих органов, которые зачастую содержат размытые формулировки задач и мероприятий по профилактике терроризма («провести анализ», «расширить практику», «принять дополнительные меры» и т.д.), на методических сборах и совещаниях аппарата АТК разбираются практические ситуации по паспортизации и оснащению конкретных объектов, новым вводным антитеррористических тренировок, устранению выявленных нарушений, решению проблемных вопросов.

На методических сборах оказывается практическая помощь руководителям аппаратов и секретарям муниципальных АТК, членам рабочих групп по обследованию потенциальных объектов террористических посягательств, заместителям руководителей объектов по безопасности, должностным лицам исполнительных органов государственной власти, государственных и муниципальных учреждений, ответственным за профилактику терроризма, формируется общая организационная культура в сфере противодействия терроризму, отрабатываются действия в рамках единой стратегии соблюдения стандартов антитеррористической деятельности.

Аппарат АТК Московской области взял на себя роль консультационно-методического центра по внутренней комплаенс-политике и внедрению комплаенс-процедур.

Как уже отмечалось, комплаенс-подход применяется для предупреждения возможных нарушений норм антитеррористического законодательства.

Для реального, а не декларативного комплаенса необходима организация системы оповещения о несоблюдении требований антитеррористического законодательства и поручений АТК.

В целях оперативного информирования о нарушениях используется специальная форма «горячей линии» на сайте АТК, электронная почта и интерфейс обратной связи с помощью  региональной антитеррористической платформы в социальных сетях. Сотрудники аппаратов АТК, государственные и муниципальные служащие, сотрудники правоохранительных органов, руководители частных охранных организаций, социальных учреждений, представители общественных структур и  граждане могут анонимно или официально сообщать руководству аппарата АТК о любых известных нарушениях в сфере антитеррористической защищенности. По обращениям и жалобам проводятся плановые и внеплановые проверки.

Комплаенс-процедуры применяются в ходе проверки деловой репутации частных охранных организаций при рассмотрении и оценке заявок частных охранных организаций на участие в конкурсах на право заключения контрактов в сфере закупок охранных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из ключевых моментов профилактической работы «на опережение» является регламентация оснащения объектов техническими средствами безопасности на этапах проектирования, строительства, реконструкции, модернизации и ввода объектов в эксплуатацию.

Необходимо отметить, что недостатком правового обеспечения антитеррористической защищенности объектов является отсутствие в профильных постановлениях Правительства РФ типовых перечней оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны. Федеральный закон от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Свод правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» СП 132.1330.2011 (утвержден и введен в действие приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 05.07.2011 № 320) не содержат четких требований к оснащению объектов техническими средствами безопасности /7/.

С учетом отсутствия необходимой регламентации аппаратом АТК Московской области в Государственную программу Московской области  «Безопасность Подмосковья» на 2017-2024 годы включены мероприятия по оснащению социальных объектов в соответствии с Типовым перечнем технических средств безопасности (шлагбаумы, системы контроля управления доступом, стационарные металлообнаружители, кнопки тревожной сигнализации, периметральное ограждение и др.).

Инвентаризация объектов, унификация и разработка дорожных карт по оснащению объектов средствами безопасности, контроль выделения и расходования средств на антитеррористические мероприятия позволили улучшить оснащение и защищенность основных объектов социальной инфраструктуры.

Комплаенс-контроль предполагает строгое следование предписаниям регулирующего органа в формате единой стратегии действий (т.н. «политик»).

К числу основных политик комплаенс-контроля можно отнести: политику информационной безопасности; политику работы с жалобами граждан и организаций; политику повышения квалификации специалистов по профилактике терроризма; политику формирования мотивации и повышения уровня персональной ответственности.

Политика информационной безопасности (обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в  паспорте безопасности и других документах объектов, в том числе информации о мерах по антитеррористической защищенности объектов) в сфере профилактики терроризма включает:

определение должностных лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объектов и других документов ограниченного распространения;

определение должностных лиц, имеющих право доступа к служебной информации в паспорте безопасности и других документах, регламентирующих систему антитеррористической защищенности объекта;

подготовку и переподготовку кадров по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;

В целях выявления и предупреждения возможных каналов утечки служебной информации ограниченного распространения аппаратом АТК Московской области проводятся проверки мест хранения носителей служебной информации, проверки соблюдения правил ведения секретного и служебного делопроизводства, ведется регулярный мониторинг сети Интернет на предмет наличия в свободном доступе организационно-распорядительных документов с ограничительными грифами.

В рамках политики работы с жалобами граждан и организаций проведена стандартизация подготовки ответов на типовые обращения и жалобы по линии профилактики терроризма/8/, организованы еженедельные доклады Губернатору о состоянии работы с обращениями и жалобами граждан (просрочки, нерешенные проблемы и повторные жалобы по ранее рассмотренным обращениям), аппаратом АТК сформирована независимая горячая линия для работы с анонимными и обращениями и жалобами.

С помощью интернет-мессенджеров и других сервисов  обмена сообщениями осуществляется информирование руководителей аппаратов, секретарей АТК и ответственных за профилактику терроризма должностных лиц министерств и ведомств об изменениях и стандартах комплаенс-политики, даются срочные поручения, принимаются оперативные отчеты об устранении недостатков.

К числу ключевых политик комплаенса относится совершенствование подготовки специалистов в сфере профилактики терроризма.

Аппаратом АТК Московской области на постоянной основе организовано обучение руководителей и государственных гражданских служащих центральных исполнительных органов государственной власти, органов государственной власти, руководителей органов местного самоуправления Московской области, сотрудников предприятий и  организаций по программе повышения квалификации «Противодействие терроризму в организациях» (72 часа). Данное направление кадрового обеспечения антитеррористической деятельности имеет важное значение для формирования компетенций и комплаенс-культуры регионального сегмента общегосударственной системы противодействия терроризму в Московской области. Профессорско-преподавательским составом Московского областного филиала РАНХиГС и ведущими специалистами аппарата АТК Московской области подготовлено значительное количество высококвалифицированных специалистов по антитеррору и комплексной безопасности.

Создан механизм согласования образовательных программ по профилактике терроризма с аппаратом АТК Московской области.

Внедряются практикоориентированные дистанционные технологии непрерывного обучения на базе цифрового учебно-методического комплекса.

Политика формирования мотивации и повышения уровня персональной ответственности за реализацию мероприятий в сфере профилактики терроризма предполагает формирование общих целей и ценностей, широкое применение морального и материального стимулирования ответственных за профилактику терроризма сотрудников, борьбу с формальным отношением к делу.

К числу общих целей профилактики терроризма можно отнести:

Предотвращение террористических угроз и приоритет защиты интересов людей, подвергающихся опасности.

Создание полноценного резерва антитеррористической защиты (имеется в виду, в первую очередь, перспективное оснащение объектов современными средствами безопасности и подготовка квалифицированных кадров).

Качественное выполнение требований антитеррористического законодательства всеми государственными и муниципальными органами, организациями, гражданами и должностными лицами.

Формирование нетерпимости к попыткам оправдания и распространения идеологии терроризма.

Доведение до автоматизма правильных тактических действий в ходе антитеррористических тренировок и учений.

В основе управления мотивацией антитеррористических коллективов и самомотивации сотрудников должны лежать следующие общие ценности (предлагаются типовые формулировки. Они могут быть дополнены и скорректированы применительно к региону, объекту, категории персонала):

- Мне не нравится, когда калечат, насилуют, сжигают, взрывают и расстреливают ни в чем неповинных людей. Как могу, я буду стараться этому помешать.

- Не хочу, чтобы повторилась школа в Беслане и трагедия на Дубровке.

- Защищать людей - очень важное дело. И я считаю своим долгом помогать в этом.

- Противодействие терроризму – крайне ответственная работа, а я не боюсь брать ответственность на себя.

- Мне нравится работать с людьми и для людей. Для меня принципиально, что я живу и работаю не зря.

- Я работаю в команде и знаю, что  любой из нас, на своем участке (в садике, школе, больнице, доме культуры, дворце спорта и много где еще) выполняет часть общегосударственной работы по антитеррору. Для меня важно, что я вношу свой вклад.

- Мы делаем свою работу потому, что люди должны чувствовать, что они не одни перед лицом опасности.

На каждом участке формируется ответственное, принципиальное отношение к профилактической работе, установка на искоренение формализма:

в ходе категорирования и паспортизации объектов социальной инфраструктуры/9/;

в ходе комиссионных обследований состояния антитеррористической защищенности объектов /10/;

в ходе проведения антитеррористических тренировок и учений/11/;

в ходе мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, влияющих на обстановку в сфере противодействия терроризму/12/;

в ходе реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма, информационного противодействия терроризма/13/.

Комплаенс работает только в том случае, если люди понимают, чего от них хотят, когда требуются конкретные, реальные результаты. Если нужен просто исходящий номер документа в ответ на «беззубое» поручение, о комплаенсе лучше и не заикаться.

К сожалению, «сверху» зачастую спускаются указания, сформулированные таким образом, что результатом их выполнения могут быть лишь формальные, оторванные от реальности отчеты.

Одним из свежих примеров может служить указание о расчете показателей антитеррористической защищенности регионов и муниципальных образований.

Что значит доля объектов, не удовлетворяющих требованиям антитеррористической защищенности? Как измерить эту удовлетворительность? Какой руководитель поставит себе оценку «неудовлетворительно»? Непонятно, какая практическая польза от того, что регион или муниципалитет сам себе выставил оценку 3,5 или 4 балла? Что произойдет? Применят дисциплинарные меры, уволят, похвалят за правдивость, выделят дополнительные средства на оснащение? Нет ответов.

Увы, подобные методики и показатели часто составляют люди, не имеющие представления о реальной работе на «земле». Не понимающие разницы между федеральным, региональным, муниципальным и объектовыми уровнями профилактики терроризма. Специалисты, самостоятельно не проверившие ни одного объекта, не проводившие ни одного категорирования, не подготовившие ни одной сметы по оснащению объекта, не составившие ни одного административного протокола к нарушителям…

Коллективы антитеррористических подразделений, ответственных за профилактику терроризма, сближают не церемониальные процедуры согласования планов и регулярного сбора формальной отчетности, а реальные совместные дела, которые приносят пользу гражданам, делают их жизнь безопаснее.

В настоящее время в профилактике терроризма, как и в других сферах общественной жизни, остро востребованы современные управленческие технологии. В качестве одного из элементов оптимизации системы управления организацией антитеррористической деятельности  можно рассматривать комплаенс-контроль. Внедрение элементов комплаенса аппаратом АТК Московской области позволило сформировать и закрепить единые требования к профилактике терроризма на региональном, муниципальном и объектовом уровнях, повысить уровень корпоративной культуры и мотивации ответственных лиц, унифицировать и сократить сроки контрольно-проверочных мероприятий.

При наличии заинтересованности и участия руководителей, создании независимых подразделений комплаенс-контроля, нормотворческом, кадровом и информационном сопровождении, комплаенс может дополнить существующий потенциал организационных структур профилактики терроризма, повысить качество профилактической работы и уровень ответственности ее участников.

 

Список источников и литературы:

  1. Черепанова В.А. Комплаенс-программа организации. М.: Инфра-М, 2016. С. 12.
  2. Копытин Д. Что такое Compliance, или играем по правилам // Кадровик. 2010. № 2.
  3. Бондаренко Ю. Эффективное управление комплаенс-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. 2008. № 6.
  4. https://atk.mosreg.ru/download/document/1480347 (дата обращения: 05.06.2020);  https://atk.mosreg.ru/download/document/1480349 (дата обращения: 05.06.2020).
  5. Постановление Правительства Московской области от 12.07.2016 № 530/24, распоряжение ГУРБ Московской области от 25.12.2018 № 35-РГУ.
  6. Под профильными постановлениями Правительства РФ понимаются постановления Правительства РФ об установлении требований антитеррористической защищенности и утверждении формы паспорта безопасности различных объектов. См. Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273, от 13.07.2017 № 836, от 17.10.2016 № 1055, от 13.05.2016 № 410, от 13.01.2017  № 8, от 25.03.2015 № 272, от  18.12.2014 № 1413 и др.
  7. Красинский В.В. Совершенствование правового обеспечения антитеррористической защищенности объектов // Современное право. 2020. № 4. С. 103.
  8. Шаблоны типовых обращений и жалоб включают: недостатки оснащения объектов средствами безопасности; некачественное оказание услуг профессиональной физической охраны; размещение экстремистской символики и лозунгов, надписей, оскорбляющих чувства верующих; выявление в Интернете и социальных сетях материалов с признаками террористического и экстремистского контента; угрозообразующие тенденции в миграционной и молодежной среде).
  9. Индикаторы: отсутствие (неполный состав) потенциально опасных участков; отсутствие (неполный состав) критических элементов; факты необоснованного занижения категорий опасности социальных объектов; отсутствие рекомендаций по совершенствованию антитеррористической защищенности (при отсутствии средств защиты, предусмотренных профильным постановлением для объекта данной категории опасности).
  10. Индикаторы: информация о недостатках АТЗ руководителям не направляется; к ответственности за допущенные нарушения никто не привлекается; рекомендации по совершенствованию антитеррористической защищенности отсутствуют.
  11. Индикаторы: однотипные справки о проведенных тренировках; отсутствие приказов о проведении тренировок; отсутствие сценариев и подтверждающих фото-видеоматериалов; однотипные сценарии тренировок и отсутствие новых вводных; отсутствие методического разбора результатов тренировок.
  12. Индикаторы: формальные отчеты по мониторингу, в которых отсутствуют проблемные вопросы социально-экономического и политического характера, выводная часть, предложения по реагированию на террористические угрозы; угрозообразующие факторы не привязаны к местной обстановке; реальные проблемы не учитываются при организации и планировании антитеррористической деятельности, принятии решений на заседаниях АТК.
  13. Индикаторы: значительное количество профилактических мероприятий, не подтвержденных документально; при проведении адресных мероприятий – отсутствие индивидуальных карт профилактической работы с уязвимыми категориями; отсутствие в индивидуальных картах актуальной информации и конкретики; отсутствие муниципальных и региональных профилактических программ; шаблонные, однотипные информационные сообщения; бюрократический язык изложения информации по линии информационного противодействия терроризму; отсутствие аккаунтов АТК в социальных сетях; отсутствие целевого контента для мигрантов и молодежи.

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован