Эксклюзив
08 ноября 2012
17192

Интервью сайта Viperson.ru: Одиночное плавание в зоне особого внимания

"Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое, и служащее благой цели.
Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своём искреннем Христолюбии".

Иван Ильин, русский философ.

"Победа не с теми, у кого сила, а с теми, у кого правда".

В 1977 года в советский кинопрокат вышла лента "В зоне особого внимания". Миллионы зрителей болели за" Южных" - разведвзвод гвардии лейтенанта Виктора Тарасова и прапорщика Волентира, а толпы мальчишек выстраивались очередью в военкоматы, лелея надежду попасть служить в войска "Дяди Васи" и как можно скорее примерить голубой берет десантника..
Мой собеседник кинодраматург, лауреат государственной премии РСФСР Евгений Алексеевич Месяцев

По его сценариям поставлена добрая половина лучших приключенческих фильмов о нашей армии, авиации и флоте:
"В зоне особого внимания", "Ответный ход", "Случай в квадрате 36 - 80", "Одиночное плавание", "Возвращение с орбиты", "Грубая посадка", "Перехват", "Делай раз!", "Белые вороны", "Груз 300", "Черный океан", "Фейерверк" ("Рубеж атаки"), "07 меняет курс" ("Охота на "Балерину"), "Второе дыхание" (автор идеи).
Наверняка эти фильмы смотрело, и не раз, всё или почти всё мужское население страны. Но мы вспомним их ещё раз, потому, как зрители, известное дело, смотрят сначала, какой актёр играет, затем - какой режиссёр снимает, ну а по чьему сценарию всё это делается - мало кто и замечает.
Итак.

- Евгений Алексеевич, начнём нашу беседу, конечно же, с вашего первого фильма - "В зоне особого внимания".

- "ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ".

- Извините, не поняла...

- Давайте поставим эти два фильма рядом, и тогда получится характеристика моего самоощущения как творческого человека сегодня. "ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ" "В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ".

Мои любимые темы: армия, военная патриотика, мужской поступок, мужская честь, служение Отечеству. Темы, всегда находившиеся у нашего народа, у тех, кто говорил от его имени, - писателей, поэтов, общественных деятелей, - в прицеле пристального внимания. Помните, у Некрасова "Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан". А Карамзин? "Росси не станет тогда, когда не станет последнего патриота"?

Сейчас в этой зоне сигнальные огни истинных ценностей, возвышающих идеалов притоплены, то и дело натыкаешься на острые рифы беспамятства, цинизма. Здесь плавает много мусора из всякой чернухи - порнухи. Да и сам материк уже выроде бы и не Родиной зовется, а "Этой страной"...
Конечно, я не один со своей темой "плаваю" во всём этом. Но таких - мало. А потому- чувство одинокости.

- Мы теперь все - "этастранцы". Но такие, как вы,- ещё и "БЕЛЫЕ ВОРОНЫ" ...

- "Белые вороны" мы почти все сегодня. Весь народ в роли "белой вороны". Не единожды обманутый, не единожды оплёванный. Могучая некогда держава совершила "ГРУБУЮ ПОСАДКУ", это если дальше продолжать наше с вами "кино".

- "ГРУБАЯ ПОСАДКА" в неком историческом "КВАДРАТЕ 36 -80".

В этих фильмах у экипажей ломались крылья, распарывались фюзеляжи...Садились на брюхо, одним словом. Не хотелось бы таких аналогий для нас, для России Успокаивает, надежду вселяет одно. Как хрипел Владимир Высоцкий: "Он садился на брюхо, но не ползал на нём".Бог даст, не случится этого и нами...

- Бога помяну. Не случайно?

- Скорее машинально. Но сейчас вспомнилось известное изречение философа: "Великое государство - это таинственный корабль ,чьи якоря находятся на небе".
Относительно России я в это верю..Один хороший поэт объяснил и "почему" "Мы павших своих не считали, мы кровную месть не блюли и, может поэтому стали последней надеждой Земли"...

- Евгений Алексеевич, что-то не получается у нас диалога искромётного, "дуэльного", в стиле жанра, в котором вы работаете...

- Да, не получается. Предмет разговора не располагает. Утешимся тем, что мы вообще с трудом вписываемся во всякие жанровые условности, не укладывается в каноны. На великих оглянемся. В стороне от всех градаций - номинаций, вернее, над ними - несравненная "Баллада о солдате". В какую жанровую нишу этот фильм втиснуть? Ему везде будет тесно. Как жизни самой. А "Летят журавли"? "Судьба человека"? Ну и наконец, шедевр близкого мне жанра: "Белое солнце пустыни"?
Это что, просто "боевик"? Да за товарища Сухова, за Верещагина обидно в таком раз.
Мои учителя Григорий Наумович Чухрай, Сергей Фёдорович Бондарчук внушали мне, каждый по - своему, разумеется, одно: важное бороться "ЗА", чем "С".
И ещё. Заставить сердце зрителя биться чаще - не сложно. Главное, оно, сердце, должно знать, за что бьётся.

- Удивительное "кинематографическое" замечание сделал в свое время, когда, естественно, никакой "синемы" ещё близко не было, Федор Михайлович Достоевский: "Человек, конечно, смотрит глазами, но видит сердцем".
У нас было нравственное кино.

- У нас было самое нравственное кино. Это не моё безответственное заявление. Такую оценку дал нашему кино прошлых лет папа римский Иоанн Павел II. И рекомендовал верующим католикам показывать детям именно советские мультфильмы. Наше кино должно вернуться на оставленные высоты.

- И что для этого нужно?

- "ОТВЕТНЫЙ ХОД".

- И в чём его смысл?

- "ПЕРЕХВАТ". Перехват инициативы у чернушников - порнушников и другой разности..

- Как скоро, по-вашему, "придут другие времена"?

- Сначала скажу, как я это вижу.
Идут по улицам наших городов офицеры и солдаты, обращая на себя внимание своей статью, спортивной выправкой, красивой формой, четким размеренным шагом, прямым, гордым и веселым взглядом . Люди любуются ими, уступают дорогу.

Эти ребята станут кумирами наших детей. Престиж армейской службы будет настолько высок, что девушки не пойдут замуж за парней, "откосивших" от армии.
Уверен, что вместе с такой армией вернется и кино, поднимающее престиж профессии воина, воспитывающее воина-патриота.

Когда это будет? Увы, не так скоро, как хотелось бы. Ведь армия - это срез общества. Значит, и общество должно измениться, как и отношения между людьми.

- Евгений Алексеевич, давайте всё же поговорим теперь поподробнее о "Зоне особого внимания".
Вот несколько отзывов на эту картину, взятых из интернета.

"Отличный фильм. Очень сильно повлиял на мою жизнь. Служил в ВДВ до капитана. 2 августа, в день рождения ВДВ, всегда смотрим этот фильм с сыном".

""В зоне особого внимания" и "Ответный ход" - это классика! Фильмы, которые рождают гордость. Они навсегда вошли в почетный список лучших фильмов моей домашней коллекции".

" Фильм супер. Спасибо всем, кто его сочинил!"

"Лучший фильм о Советской Армии".

"Отличный фильм про армию, способную защищать великую страну".

" Очень красивый, захватывающий и интересный фильм, сколько раз смотрю, всегда, как в первый. Огромное всем спасибо, кто над ним трудился".

"Фильм смотрится на одном дыхании. Спасибо всем, кто имеет отношение к созданию. Вы справились с поставленной задачей".

" Смотрел, смотрю и буду смотреть . Первый раз меня привел отец, кадровый офицер, вот и я уже больше 20 в армии. Фильм стал судьбоносным".
"Одна из лучших советских кинокартин об армии. Очень позитивная и вдохновляющая . Огромное спасибо авторам этого произведения".

"Фильм классный! в некоторой степени судьбоносный. Первый раз смотрел летом 1978. А осенью служил в тех местах и в той части, рядом с которой снимался фильм. Учебка, потом войска. От музыки из фильма до сих пор мурашки по коже идут"
" После просмотра фильма, как и многие мальчишки, я был влюблен в небо. Мне крупно повезло, что я попал в ВДВ и проходил службу в местах съемок фильма (Гайжюнай ). Спустя 20 лет я счастлив. Слава ВДВ!".
И наконец, от Кати: " Как это ни странно, но это два моих самых любимых фильма!!! Всегда обидно, если не могу их посмотреть"...
- Как же "рождалась" знаменитая "Зона особого внимания"?

- Всё началось с интервью, которое тридцать с лишним лет назад командующий Воздушно - десантными войсками СССР, Герой Советского Союза, генерал Армии Василий Филиппович Маргелов дал мне, начинающему журналисту: я был тогда третьекурсником вечернего отделения журфака МГУ, начинающим репортёром "Недели" - было такое воскресное приложение к газете "Известия", очень популярное в то время.

Чтобы "поглубже копнуть" жизнь десанта, командующий предложил мне прыгнуть с ребятами на ближайших учениях ВДВ.

Ночной прыжок совершала одна из рот Гвардейской ферганской дивизии. Представившись её комдиву, я попросил никому не говорить (кроме начальника штаба),что я репортёр и чтобы, по внешнему виду, я ничем не отличался бы от заправского десантника. Мне выдали "БУ" (вывший в употреблении) комплект обмундирования, берет, прыжковый шлем. Как и вся "моя" паращютно - десантная рота, прыгал с полной выкладкой: РД (ранец десантника), основной ПД-47 (парашют десантный, образца 1947 года), "запаска" ПЗ-41, десантный вариант "Калашникова" и штык-нож (он же стропорез).

Это был мой первый настоящий боевой (да, к тому же, ещё и ночной) прыжок. До него у меня их было два, когда в девятом классе я занимался в кружке ДОСААФ...
Идея же написать сценарий "проросла" через четыре года.

Дождавшись очередных учений "десантуры", я, спецкор журнала "Смена", уговорил командующего ВДВ забросить меня с разведдиверсионной группой одного из полков легендарной Гвардейской Псковской дивизии в тыл условного противника.
За два дня и две ночи мы должны были найти там и "уничтожить" его передвижную ракетную установку (макет американской оперативно- тактической ракеты "Першинг")...

Мне не пришлось думать над названием моего репортажа об этой уникальной (конечно же, для меня) операции разведчиков (где, кстати, все было взаправду: и захват "языка" с драчкой, и допрос "пленного" по-английски) - за меня это сделал "Батя". Утверждая район действия нашей "разведгруппы", Василий Филиппович, обведя его толстым красным карандашом, решительно написал: "Зона особого внимания". С этим названием репортаж и был опубликован в журнале "Смена". Чуть больше года спустя я написал сценарий.

- Ну, написали, дали кому-то из друзей почитать...

- Никто, кроме меня, сценарий не читал. Положив его в красную папку с завязками, я отправился на "Мосфильм".

В бюро пропусков мне задают непонятные вопросы: "к кому иду, есть ли у меня договор"... Я говорю, что я сам по себе, принес сценарий, спрашиваю, кому его можно отдать. На киностудию меня не пустили, а предложили оставить сценарий в бюро пропусков, мол, передадут, куда надо. Пошел домой с мыслью, что ответ мне будет не скоро - пока передадут, пока кто-то прочитает, а это 80 страниц, пока обсудят...

На четвертый день звонок со студии "Евгений Алексеевич, с вами хотел бы поговорить Григорий Наумович Чухрай.

Мастер, сам провоевавший в ВДВ, представился и сказал, что он принял мой сценарий, что по нему будет сниматься фильм и что мне надо приехать на студию подписать договор...
Это был звонок, как принято говорить, круто изменивший мою судьбу. Я расстался с журналистикой и взялся за кино.

Григорий Наумович стал моим главным учителем, крестным отцом. Я ведь не имел никакого отношения к миру кино, не было у меня и специального образования - во ВГИКЕ или на Высших сценарных курсах Госкино.
Общение с мастером, его уроки и советы стали "моими университетами", поистине бесценными при освоении нового дела. С его помощью мои первые шаги в кино вывели меня на большой экран. Фильм "В зоне особого внимания" получил Государственную премию РСФСР, а меня сразу - небывалый случай! - приняли в Союз кинематографистов СССР.

- А как оценил фильм командующий ВДВ, ведь он был, пожалуй, самым заинтересованным и самым придирчивым зрителем?

- На премьере фильма в Доме кино "Батя" прибыл со всем своим семейством. Да и потом, как рассказывал его сын, Герой России, полковник Александр Маргелов, "переодевшись в цивильный костюм, чтобы не привлекать излишнего внимания, отец несколько раз ходил смотреть "Зону" в кинотеатр "Ударник".

Василий Филиппович очень цепко подметил несколько эпизодов в фильме, которые послужили толчком для развития десантных войск. Например, использовавшийся нами камуфляж. До этого в ВДВ были маскхалаты, после фильма командующий ввел камуфляжную форму. Некоторые сцены навели его на мысль применить те или иные приемы в обучении солдат, в ведении боя. Словом, наш фильм, походя, обогатил военную науку. Ну, а если серьезно, конечно, он был доволен, потому что своим фильмом мы послужили, как об этом справедливо писали в прессе, "росту престижа ВДВ и популярности в стране, воспитанию любви к этому элитному роду войск у призывной молодежи". Это было заметно: впоследствии - многие призывники просились в десантники. Невзирая на огромные физические и психологические нагрузки десантной службы, молодые парни мечтали о ВДВ, как говорится, спали и видели себя десантниками.

- Если вспомнить библейское "вначале было слово", то почему бы, Евгений Алексеевич, не сначала кино, воспитывающее патриота?

- Похоже, сегодня главная задача многих новых творцов от продюсерства - прежде всего коммерческая, или, как нынче цинично выражаются, "срубить бабло". Никого не волнует авторский замысел: позиция, принципы, отношения главных действующих лиц... Вот почему духовно-нравственные идеи, заложенные в сценариях, в конечном продукте - кино - подчас оказываются искаженными. Прежде такого не было. Помню, как актеры с именем на съемках согласовывали малейшие изменения текста, как вносились поправки в сценарий по просьбе режиссера, - совместно со сценаристом.

- Очень кстати Вы упомянули про съемочную площадку. Какая там была атмосфера?

- Самая творческая. Ощущения прекрасные, ведь для меня весь этот процесс был впервые - и подбор актеров, и работа с режиссером, с актерами, и съемки с массовкой, десантниками, разведчиками, и озвучание, и еще много-много других вещей, связанных с рождением кино. Этот был первый полнометражный фильм и у режиссера Андрея Малюкова.

Великолепный актерский состав: Борис Галкин, Михай Волонтир, Анатолий Кузнецов, Владимир Заманский, Елена Цыплакова, Олег Голубицкий , Александр Пятков, Серёжа Волкаш, Игорь Иванов. Интересно было наблюдать за их подготовкой к съемкам: как учились бросать ножи, осваивали приемы десантного боя Неоценимую помощь здесь оказали мои друзья известные каратисты каратисты Алёша Штурмин и Саша Иншаков. В одном из эпизодов снялся и мастер боевого рукопашного боя Тадэущ Касьянов. Очень помогали парни Каунасского парашютно - десантного полка.

Композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан создали прекрасную песню: "Лищь недавно учились мы в классе десятом и часы проверяли по школьным звонкам. А теперь привыкайте, ребята, к десантным, продуваемым всеми ветрами войскам"(кстати, у многих курсантов и преподавателей Рязанского десантного училища они звучат в мобильниках),
Мы были, как одна семья. И мы сделали это!

- Откуда берутся новые идеи, как рождаются Ваши сценарии?

- Армия - кладезь сюжетов, идей. Смотри, слушай, "щупай", "копай", а потом садись, "шевели мозгами". Иногда появляются фразы, иногда слово или два, они крутятся, обрастают подробностями. Сюжеты рождаются из слов, из картинок, из разговоров, из прочитанного. Если замысел складывается в какую-то историю, тогда уже включаются механизмы сценарного творчества.

- Книги, фильмы, песни о десанте... Есть ли такое, что осталось в душе?

- Осень 1962 год. "Неделя", воскресное приложение к "Известиям".
Писатель и поэт - фронтовик, десантник Михаил Леонидович Анчаров принёс в редакцию свою новую повесть "Этот синий апрель".
Прочитал и сразу - долгожданная "десятка": на одной из страниц повести "Баллада о парашютах".

Парашюты рванули, приняли вес,
Земля качнулась едва.
А внизу дивизии "Эдельвейс"
И "Мертвая голова".
Автоматы выли, как суки в мороз,
Пистолеты били в упор,
И мертвое солнце на стропах берез,
Мешало вести разговор.
И сказал Господь:
"Эй, ключари, отворите ворота в сад,.
Команду даю
От зари до зари
В рай пропускать десант.
И сказал Господь: "Это ж Гошка летит,
Благушенский атаман,
Череп пробит,
Парашют пробит,
В крови его автомат,
Он врагам отомстил
И лег у реки,
Уронив на камни висок,
И звезды гасли как угольки,
И падали на песок.
Он грешниц любил,
А они его,
И грешником был он сам,
Но где ты святого найдешь одного,
Чтобы пошел в десант?
Так отдай же, Георгий,
Знамя свое,
Серебряные стремена,
Пока этот парень держит копье,
На свете стоит тишина.
И скачет лошадка,
И стремя звенит,
И счет потерялся дням,
И мирное солнце
Топочет в зенит
Подковкою по камням. ..

- А что сейчас у Вас на письменном столе?

- Приключенческая киноистория из жизни нынешних Гвардейских воздушно - десантных войск.

- Хотите проникнуться " духом десантуры", почувствовать особую гордость, вновь подойдя как можно ближе к "войскам дяди Васи"?

- Каждый, кто хоть раз надел парашют и ранец десантника, кто вместе с запаской почувствовал на груди или за спиной тяжесть боевого оружия, кто по главной команде: "Пошел!" - в первый раз в своей жизни ринулся с новыми друзьями в бездну и через пять секунд купол, рванувшись, принял его вес, кто вместе со всеми "перворазниками" во все горло орал: "Помню, в детстве, на коврах- самолетах неизвестные открыли маршруты, и теперь нашлась нам в небе работа - синевою наполнять парашюты", - тот, сам, пока того еще не ведая, до конца своих дней останется счастливым пленником братства, имя которому "десантура".
Кто скажет, что я не прав? Это мое ощущение изнутри.
А вот наблюдение извне - Василия Филипповича Маргелова: "...Мне не раз приходилось провожать десантников в первый полет, принимать их доклады после приземления. И до сих пор не перестаю удивляться, как преображается воин после первого прыжка. И по земле-то он идет гордо, и плечи широко развернуты, и в глазах что-то необыкновенное... Еще бы: он совершил прыжок с парашютом! Первый прыжок не забудется никогда. С него начинается десантник, волевой и мужественный человек".
Как видите, все совпадает.

- И как же называется Ваша новая работ?

- "В зоне особого внимания 2: "Мост через реку" Рожайка".

- Продолжение популярного боевика?

- Предлагаемый кино проект "В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ - 2", - это нынешняя жизнь и боевая учёба гвардейских Воздушно-десантных войск нового государства РОССИЯ - элиты её армии, РЕЗЕРВА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ РОССИИ.
Это, наконец, действия на учениях в наши дни разведиверсионной группы "Радуга": четверых девушек - второкурсниц Рязанского десантного училища, под руководством сержанта - контрактника.
Действуя во время военной игры, в условия максимально приближенным к боевым."Радуга" неожиданно , принимает настоящий бой с группой террористов, попытавшихся уничтожить важный военный объект...
- Женская группа курсантов десантного училища... Авторский вымысел?
- Три года назад, впервые за всю 80-летнию историю воздушно - десантных войск, министр обороны России приказал набрать (на общих основаниях) в Рязанское высшее командное десантное училище имени Героя Советского Союза, генерала Армии В. Ф. Маргелова 30 женщин. Отучившись 5 лет, по точно такой же программе, как и у ребят, "амазонки"" получат лейтенантские погоны.
Новые образцы формы одежды и снаряжения, новейщее оружие и боевая техника - всё, что поступает сегодня в Воздушно - десантные войска, и чем они владеют в совершенстве, зритель сможет увидеть впервые, Всё новое станет и фоном, на котором развернутся действия героев будущего фильма.

- И когда начнутся съёмки "В зоне особого внимания 2"?
- Спросите, пожалуйста, о чём - нибудь полегче...
- Деньги?
- Льва Дурова, Гениального актёра и Человека, спросили: "как живешь, Лёва"? - "Пою, чтоб не выть".
Вот и мы с народным артистом России Борисом Щербаковым (он собирался снимать будущий фильм) поём, чтоб не выть: "Всюду деньги, деньги, деньги. Всюду деньги Господа. А без денег жизнь плохая, не годится никуда"...
В производство нашего с Борисом проекта необходимо вложить около ЧЕТЫРЁХ МИЛЛИОНОВ долларов.
Почему такая значительная сумма?
Экспедиции киногруппы в места предполагаемых съёмок, так же, как говорится, "влетят в копеечку".
Не обойтись в производстве такого фильма и без компьютерной графики - ещё одна солидная статья расходов.
Ну и, наконец, гонорары лучшим актёрам российского кино должны соответствовать их именам.
Правда жизни и правда искусства, достоверность действий всех героев будущего фильма в небесах и на земле - самый верный, простой и надежный способ довести наш замысел для сердца зрителей.В этом наша ГЛАВНАЯ задача: режиссёра - постановщика, сценариста, оператора, всей съёмочной группы.Решить эту задачу в полном объёме позволит именно сумма, о которой идёт речь. "Опустить планку", значило бы встать на путь использования упрощённых средств кинопроизводства, не соответствующих художественным приёмам современного остросюжетного, драматического киноповествования.
Все наши попытки найти финансовую поддержку у потенциальных инвесторов, спонсоров, благотворителей в родной стране, до сих пор, оказались безуспешными. Лишь разговоры о "первостепенной важности военно-патриотического воспитания молодёжи, о поднятии престижа и любви к человеку в погонах". Это же, одному из нас, приходилось слышать и от некоторых руководителей фракций Государственной Думы России - этих "держателей контрольного пакета акций на любовь к Родине и её Армии".
31 декабря 2009 года вышло, наконец, долгожданное постановление Правительства Российской Федерации N1215 "О Федеральном фонде социальной и экономической поддержке отечественной кинематографии".
В 2010 году Фонд получил из бюджета 2,8 миллиарда рублей.
Часть их (849 миллионов) отойдут Министерству культуры, которое будет поддерживать развитие детского, авторского и экспериментального кино.
Остальные 2 миллиарда поделят ВОСЕМЬ "КИНОКОМПАНИЙ (по 250 миллионов на брата), которые объявлены "объективными" и "прозрачными" записаны в лидеры российского кино рынка.
Год назад, не находя, не видя в дальнейшем перспектив найти финансовой поддержки своего проекта, как со стороны возможных инвесторов, так и государственных структур, всё это мы изложили в своём письме тогдашнему Председателю Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации. Председателю политической партии "Справедливая Россия" Сергею Михайловичу МИРОНОВУ.
Просьбу о поддержке будущего фильма, бывшему старшему сержанту Воздушно - десантных войск, выразили в своих письмах Командующий Воздушно-десантных войск Генерал-лейтенант В.А. Шаманов, Председатель Союза десантников России В.А. Ачалов и Председатель Президиума Совета ветеранов ВДВ В.А. Данильченко..
А заканчивали мы свое обращение к Сергею Михайловичу следующему словами:
"Как и вся десантура, Вы ведь тоже "РОЖДЁННЫЙ В ВОЗДУХЕ".
Вот и выходит, - "ГДЕ ЕСТЬ ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА - ТАМ НЕТ ЗАДАЧ НЕ ВЫПОЛНИМЫХ!
Не так ли, товарищ Гвардии старший сержант"?

Всё, что удалось тогда сделать Председателю Совета Федераций Федерального собрания Российской Федерации, обратившись в Федеральный Фонд Социальной и экономической поддержки отечественного кинематографии, - получить заключение экспертного совета Фонда на ТЕМУ сценария - "СОЦИАЛЬНО, ЗНАЧИМАЯ".
Таким проектам Фонд отдает предпочтение, выделяя средства на их финансирование.

Значит, есть надежда?

беседовала Наталия Месяцева

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован