25 июля 2008
6065

Интервью председателя Комиссии ОП РФ по вопросам социального развития, президента организации `Международный женский центр `Будущее женщины` Александры Очировой

Александра Очирова: Здравствуйте!

Анна Жужлева, газета "Свободная республика", Махачкала: Женщины, живущие в отдаленных селах Дагестана, находятся в очень стесненных обстоятельствах: в домах нет воды, света, а плюс к тому отсутствует медицинское обслуживание. Для сельчанок действует единственная в республике благотворительная больница для женщин. Ее главврач Айшат Магомедова (кстати, номинированная на Нобелевскую премию) ищет помощи у иностранных компаний, не находя поддержки у росссийских. Может ли благотворительная больница рассчитывать на дотации со стороны государства? И будет ли повышено качество медицинских услуг в селе?

Александра Очирова: Спасибо за вопрос. Прежде всего, хочу поздравить уважаемую Айшат Магомедову с выдвижением на столь высокую награду. Она дается людям достойно проявившим себя. Чтобы ответить на вопрос, я бы напомнила вам, что современное состояние гражданского общества демонстрирует как проблемы, так и способы их решать. Что касается возможностей, то я предложила бы Ане Жужлевой обратиться к сайту Общественной палаты РФ (www.oprf.ru), где обозначены условия участия в конкурсе поддержки гражданского общества (это распределение президентских грантов на общую сумму около 250 млн рублей, предназначенных для укрепления инфраструктуры некоммерческих общественных организаций нашей страны). Это те реальные возможности, которые можно использовать. Я не думаю, что это будет разовым конкурсом, поддержка со стороны государства и бизнеса позволят включаться в решение проблем. На сайте нужно почитать условия конкурса, заполнить анкету-заявку и отправить для участия в конкурсе. А больница благотворительная вполне может принять в нем участие. Я бы еще посоветовала развивать технологии совместно с местной властью и с бизнесом. Желаю всем, чтобы как можно меньше больных поступало в больницы, чтобы возможности больницы расширялись.

Долженко Олег, Пензенская область, газета "Наша Пенза": Александра Васильевна, добрый день! В одном из своих интервью Вы сказали, что социальные реформы стоит проводить в рамках национальных проектов и необходимо "контролировать их реализацию на местах". Но наше общество настолько коррумпировано, что даже реализация нацпроектов в регионах во многом зависит от личной заинтересованности местных организаторов. И срабатывает вечный "человеческий фактор", возможность подкупа, в частности, членов различных конкурсных комиссий. Как Вы считаете, каким образом должна проходить борьба с этим? И в чем будет заключаться с Вашей стороны контролирование реализации проектов?

Александра Очирова: Я бы сказала, что социальная реформа - это одна из важных ключевых технологий и самая большая ошибка реформ, когда они проводятся только ради реформ, в то время, как результаты их должны оцениваться населением, уровнем жизни населения. И поэтому социальные проекты это не просто дополнительные возможности решения ключевых направлений соцполитики, но это еще и стратегическая составляющая, поэтому ранее реформы не были такими успешными. Поэтому эти проблемы звучат профессионально, но технологии их разрешения требуют конкретного внимания с учетом специфики социально-экономического развития региона и таких показателей как контроль общества над властью. Поэтому речь идет не только о контроле со стороны общества. Практика ознакомления с реализацией этих проектов показывает, что уточнения нужно делать вместе с властью и гражданским обществом. Эти направления будут знаковыми, они позволят поднять качество жизни россиян.

Наталья Кондратенко, Ростовская область, журнал "Доходный форум": Какие реальные меры по борьбе с бедностью могут быть приняты в настоящей экономической ситуации, чтобы "борьба с бедностью" не превратилась в "борьбу с бедными", особенно на фоне ухудшающейся демографической ситуации. Каково Ваше личное мнение (к вопросу о миграции): много говорилось об "утечке мозгов" из России. Могут ли они "потечь вспять"? Или Россия "импортирует" сейчас в основном "рабочие руки"? Что Вы вкладываете в понятие "социальная ответственность бизнеса"?

Александра Очирова: Я думаю, что понятно, бедность это то явление, которое сопровождает развитие общества. Специфика бедности в нашей стране заключается в том, что достаточное количество бедных, это работающие бедные - то трудоспособное население, которое имеет работу. Одна из самых важных задач решение проблемы именно для этой категории населения. Сегодня 66 процентов россиян - это работающие бедные! Решить эту проблему можно с помощью повышения заработной платы, повышения пенсионного обеспечения. Кроме этого, на этих бедных, приходятся другие бедные - иждивенцы и дети. К сожалению, в стране присутствует такая важная составляющая как семейная бедность, которая в дальнейшем воспроизводит и усугубляет бедность. Непосредственным образом эта бедность также требует особого внимания, она связана с демографической проблемой, поскольку это люди репродуктивного возраста, они не только социально активны, но и производят следующее поколение. В Общественной палате РФ одно из первых слушаний было посвящено предотвращению бедности, считаю, что необходимо создать программы преодоления бедности с привлечением бизнеса, власти и общества, сегодня в палате действует рабочая группа по разработке системы минимальных социальных стандартов.

Юрий Борисов, газета "Томикс", Владимир: Во Владимирской области планируют закрытие сразу трех уникальных, социально значимых детских учреждений (детский противотуберкулезный санаторий (Ковров), Дом ребенка (Ковров), детский санаторий (п. Пенкино). Возможно ли, чтобы Общественная палата повлияла на эту ситуацию?

Александра Очирова: Ваш вопрос достаточно серьезный. Что касается противотурбекулезного санатория, то в целом, статистика по данному заболеванию в стране немного ухудшилась, да и по всем показателям за последние 14 лет состояние российского населения не улучшилось. Среди таких показателей нездоровья присутствует детская составляющая. Вопрос ваш не абстрактный, почему санаторий закрывается? Строится ли другое учреждение? Подобные решения должны приниматься очень конкретно.

Что касается проблемы сиротства и беспризорности, то президент Путин, обозначив проблемы демографии, обозначил пути решения подобных проблем. Учреждения должны сокращаться для того, чтобы эти дети стали активной составляющей нашего общества путем усыновления. Общественная палата очень пристально занимается подобного рода вопросами, но решать их нужно очень конкретно, изучив причины принимаемых решений. И если есть необходимость, то такие учреждения нужно сохранить.

Сегодня практически нет регионов России, где нет гражданского общества, вам нужно пользоваться этими технологиями на местах. Эти связи должны быть налажены и это одна из задач нескольких комиссий Общественной палаты РФ. В конце года мы должны представить доклад о состоянии гражданского общества, граждане на местах должны более активно вмешиваться в решение подобных проблем - это один из способов решения.

Янина Птак , ИА "REGNUM", Чебоксары: В одном из Ваших интервью Вы подчеркнули, что реформы не могут проходить вопреки общественному мнению, в социальной сфере мнение людей является определяющим. Между тем, монетизация льгот показала, что власть зачастую не способна разъяснить населению свои действия и не всегда заинтересована в обратной связи. Есть ли позитивные подвижки в этом направлении? Ощущается ли недостаток информации у населения о целях и сути национальных проектов? Если да, то как это можно исправить?

Александра Очирова: Безусловной, эффективной и социальной, политика может быть только тогда, когда она учитывает общественное мнение. К сожалению, реформы, которые проводились у нас, обошли стороной общественное мнение, поскольку население привыкло к гарантиям в социальной сфере, привыкло к тому, что государство должно решать эти проблемы. Практика показывает ошибочность избранного пути и монетизация социальной сферы - это не тот путь, который должна избирать такая страна, как наша, в социальной сфере. Я не назову ни одной страны мира, где бы эта либеральная концепция была принята 100-процентно.

Одна из самых больших задач - создание социальной стратегии развития России. Я считаю, что появление и смысл приоритетных национальных проектов восполнило отсутствие социальной стратегии и она появилась и начала реализовываться.

Что касается информационной составляющей, то это одна из комплекса проблем, который включает и вопрос социальной рекламы. Мы, конечно, видим как первый вице-премьер Дмитрий Медведев посещает регионы России, как он встречается с президентом, докладывает о работе, но этого недостаточно. Трудные решения требуют рекламы и разъяснения обществу. Если, например, взять проект по сельскому хозяйству, то здесь необходимо разъяснение жителям села каким образом обратиться в банк, правда это не имеет отношение к проблемам жилья. Но в целом эти направления будут не только развиваться и уточняться, но и станут механизмами улучшения качества жизни населения.

Мария Вдовина, ТВР - Панорама, Петрозаводск: Предполагает ли национальная стратегия борьбы с бедностью привлечение к работе общественных, социальных организаций? Будет ли развиваться работа этих служб? Будет ли государство поддерживать эти службы, чтобы они в свою очередь помогали людям?

Александра Очирова: В одном из вопросов эта тема звучала. Сегодня степень нерешенности проблем такова, что ни одна из ветвей власти не может решить эту проблему в одиночку. Остается часть населения, которая нуждается в особой поддержке - это дети-сироты, одинокие старики и инвалиды, поскольку их бедность, это особая бедность. Считаю, что привлечение общественных организаций - это один из вариантов решения проблем укрепления системы нравственных ценностей в стране, решение проблемы соучастия, которую ранее все мы упустили. Скажу больше, если мы ее не решим сегодня, то мы не решим проблему самоидентификации. Поэтому мы предлагаем для таких людей создание особых программ, в Общественной палате есть несколько комиссий, которые озадачены этим - наша комиссия (по социальной политике), комиссия по благотворительности. На постоянной основе в них отслеживаются ситуации каким образом на местах решаются эти проблемы, но такие технологии должны отрабатываться и на местах. В царской России по указу губернатора в регионах создавались дома призрения, приюты. Такие параметры ответственности власти тоже должны быть введены и должны учитываться при назначении губернаторов. Общество также должно научиться с участием относиться к бедным одиноким старикам и инвалидам.

Горлачев Павел, Курская область, газета "Молодая Гвардия": Как Вы оцениваете уровень развития гражданского общества в России сегодня? Какие "камни преткновения" лежат на пути этого важнейшего социального института? Возможно как раз низкий уровень жизни? Какие методы выхода из этого "замкнутого круга" Вы можете предложить?

Александра Очирова: Оценка состояния гражданского общества - одна из задач Общественной палаты РФ. Вместе с тем, как человек, который с самого начала создания палаты вовлечен в этот процесс, я могу сказать, что наблюдала воочию процесс развития гражданского общества. Ведь само создание палаты является хорошим тому примером. Я могу сказать, что по началу, состояние гражданского общества и его направленность, в частности, на его взаимодействие с властью было предельно критическим.

Одной из важных категорий в развитии гражданского общества, а именно его инициативной части, служит категория социального партнерства, когда с помощью взаимодействия с властью, гражданское общество получает в дополнение к своему потенциалу дополнительные возможности, может предложить государству возможности развития по всем направлениям, во всем том разнообразном спектре, который сегодня зафиксирован в обществе. Поэтому я являюсь сопредседателем Консультативного совета города Москвы. Москва является очень хорошим примером развития социального партнерства, где возможности гражданского общества активно включены в программу социально-экономического развития города Москвы. В других регионах страны также есть попытки вовлечения общества в механизмы решения социальных вопросов.

Напомню, что социальное партнерство помогло поднять Западную Европу после войны. Я бы хотела, чтобы наше законодательство было более цивилизовано в этом плане, и чтобы такие категории, как государственный заказ по налогообложению решались на цивилизованном уровне, чтобы мы не теряли те возможности и организации, которые могли бы это делать.

Очень важная категория - это категория социальных работников. Существует несколько организаций социальных работников, мне доводилось принимать руководителей этой структуры. Государство должно обратить внимание на проблемы этих служащих, это они работают по принципу "бедные обслуживают бедных". Я даже не хочу называть их нижайший уровень заработной платы. Просто, мы должны иметь представление о том, что эта категория должна войти в число людей, которым должны быть предоставлены льготы.

Замира Бозиева, Телекомпания "ТВ-27", Нальчик: Какие конкретные действия может предпринять государство для повышения качества жизни населения? Возможно ли повышение качества жизни сегодня?

Александра Очирова: Все, что касается качества жизни, это одна из самых серьезных задач. По этому индикатору судят об успешности страны, государство должно гарантировать не только право на труд, но и оплату в таких размерах, чтобы человек мог содержать свою семью и решать другие вопросы. Когда мы говорим о демографических проблемах, мы это и имеем в виду. Поэтому я думаю, что опять это упирается в то, чтобы спланированным образом была дана оценка развития страны в целом и ее регионов. Эта мера является классической, она во всех государствах имеет место быть. Мы должны избавиться от всех индикаторов, которые мешают этому решению - коррупция, плохая кадровая политика, медленное развитие гражданского общества и поддерживать все те составляющие, которые являются механизмами решения проблем. Ведь ресурсное обеспечение нашей страны позволяет сделать ее процветающей с учетом человеческого капитала.

Аминат Хутова, газета "Черкес Хэку", Черкесск: Как известно, качество жизни населения в регионах и центре отличается. При этом в центре даже не всегда известно о всех проблемах регионов, в то время как, регионы не получают полной информации об инициативах центра в этом направлении? Можно ли на Ваш взгляд исправить эту ситуацию? Если да, то как?

Александра Очирова: Во-первых, ситуацию в стране можно исправить присутствием профессиональной политики, вместе с тем, специфика социальной сферы предполагает стратегию социального развития. Должна быть сделана паспортизация всех регионов. Мои поездки в направлении ознакомления с регионами показывают, что в ряде регионов такие попытки делаются. Я недавно побывала в Ульяновской области, там сейчас новый губернатор, в течение года это область с 14-го места поднялась на 9-е место, она демонстрирует рост. И слушания показывают, что в этой стратегии, которая разрабатывается на уровне области, учитываются все особенности, все риски. Что касается успехов или неуспехов, то это связано с успехом управления. У нас нет регионов, где нет ресурсов для развития, но для развития и усовершенствования кадровой политики это должно быть продумано. Потому что нельзя забывать о том, что человеческий фактор и искусство управления - это очень важные составляющие развития. С учетом многих этих факторов федеральному центру нужно принять решения о том, какие регионы должны подтягиваться, какие стабилизироваться. В России трудно решить эти проблемы так сказать, сходу. Однако, например, стандарты это не только те нормы, которые предлагаются из центра, но и которые достигаются на региональном уровне с помощью взаимодействия. Должна учитываться проблема инвестирования в экономику, проблема новых технологий, для того, чтобы Россия в целом развивалась по опережающему пути.

Егор Королев, "Волгоградская правда": Почему тема равноправия женщин и мужчин не востребована в нашем обществе? Как, по Вашему мнению, стоит решать проблемы насилия в семье, выравнивания возможностей для доступа женщин и мужчин к политическим институтам, дискриминации женщин в области труда и занятости?

Александра Очирова: На мой взгляд, еще классик марксизма сказал, что о цивилизованности нации судят по его отношении к женщинам. Дискриминация имеет быть во всех сферах деятельности современного общества. Трудовой кодекс РФ не изъял моменты неравенства, существует проблема насилия в семье, она существует во всем мире. И я не хотела бы анализировать причины социального порядка. а ограничилась бы здесь уголовной ответственностью и это было бы самой эффективной мерой пресечения насилия в семье. В мире существуют международные обязательства по улучшению положения женщин, но в России закон до сих пор не принят, однако комиссия по социальной политике Общественной палаты участвует в его обсуждении. Существует очень много попыток со стороны Общественной палаты для того, чтобы продвинуть решение этого вопроса. Я лично надеюсь на такую важную составляющую технологии как воля президента. Самым показательным решением вопроса положения женщины в стране является участие женщины в принятии решений, статистика такова, что мы не можем здесь похвастаться. Я думаю, что женщина, которая дает жизнь целым поколениям и наделяет эти поколения духовностью, она имеет право принимать решения. Я думаю, что страна должна пойти по этой линии и пропустить женщину во власть, обеспечив равенство с мужчинами, чтобы наша политика стала более эффективной. Считаю, что во власть женщина должна проходить по профессиональному принципу.

Ольга Кошелева, газета "Южный Урал", г. Оренбург: Александра Васильевна, на одной из недавних интернет-конференций Михаил Тарусин сказал, что "достаточно устойчивый средний класс в России появится лет через 10-15 и составит около 55 процентов населения". А Ваш прогноз? Какие усилия должно предпринять государство, чтобы средний класс у нас стал действительно заметным и значимым слоем общества? Каким образом Общественная палата РФ собирается способствовать этому?

Александра Очирова: Что касается прогнозов, то я очень осторожно к ним отношусь. Устойчивое развитие страны - это совокупность различных факторов, среди которых решение задач экологических, социальных. Достижение процитированных вами прогнозных количественных показателей требует законодательных усовершенствований и в отношении развития малого, среднего бизнеса, налогообложения, ответственности, более сбалансированного представления об экономических показателях роста с учетом развития наукоемких технологий и пониманием того, что наша страна не может быть просто сырьевой страной. Поэтому я думаю, что одна из задач общего плана, это как раз и есть формирование и закрепление условий для образования среднего класса.

Если говорить о качестве жизни населения, то мы должны говорить не о тех диспропорциях, а о том, чтобы это качество жизни, как можно скорее демонстрировалось на подавляющем количестве жителей нашей страны.

Елена Ковтуненко, Ленинградская область, пресс-служба Законодательного собрания.: Добрый день! Как показал только что завершившийся у нас в регионе Областной Слет политических партий и общественных объедений, многие "общественики" на местах считают, что главное - чтобы социально незащищенным увеличили размер выплат и пособий - мол, для этого можно сократить число социальных работников и вообще чиновников. Как Вы прокомментируете подобные высказывания? И каким образом, на Ваш взгляд, должны формироваться стандарты социального обслуживания населения и работы госорганов - в том числе в области "социалки"?

Александра Очирова: Вопрос сложный. Я хочу сказать, что совершенно правильно было употреблено понятие социальных стандартов обслуживания. Я не думаю, что только общественные организации могут заниматься такими проблемами, как разработка их, но и государство должно этим заниматься. Потому что за стандарты нужно отвечать. Я знаю, что такая группа сформирована в Минэкономразвития и там несколько стандартов принято. Что касается того, как это должно быть сформировано - с учетом того, что социальное обслуживание населения это одна из составляющих соцполитики, это большая проблема у нас в стране, это проблема не только материального звучания, она связана с ответственностью. Я думаю, что поскольку это вопрос очень важный, то его нужно рассмотреть на уровне закона, и, что очень важно, что звучит в последнее время на уровне решения проблем демографического плана, связанных с материнством и детством, организациями, обслуживающими детей-сирот, инвалидов, сферу ЖКХ и другие сферами социальной политики.

Максим Кошмарчук, новосибирское бюро РИА Новости: С каким государством можно сравнить Россию по качеству жизни? - в последние годы качество жизни граждан нашей страны заметно улучшилось, а есть ли данные о том, на сколько изменился "рейтинг" России в этом отношении по сравнению с другими странами?

Александра Очирова: К сожалению, я могу сказать, что если говорить о качестве жизни российского населения, его здоровья, то по многим показателям мы находимся на уровне африканских стран, еще Сократ говорил, что "если здоровье - не все, то все - ничто без здоровья". Поэтому я бы обратила внимание на эту составляющую. Вместе с тем, Россия продемонстрировала определенные экономические успехи, мы перешагнули остросюжетные барьеры в вопросе бюджета, дискуссия повернулась в сторону - как средства потратить. Стабфонд - это показатель наших успехов. Я думаю, что и в области внешней политики Россия демонстрирует успехи, она в списке стран, мнение которых должно учитываться в области формирования мировой политики. Я думаю, что если посмотреть на Россию с точки зрения свободы, то, конечно, население демонстрирует преимущества этой свободы, даже где-то мы переборщили с этим. Возможно, где-то законодательство должно ограничивать рамки вседозволенности с учетом того, что мы живем в многонациональной стране.

Поэтому я думаю, что качество жизни населения будет подниматься, но говорить о качестве жизни населения по-серьезному имеет смысл лишь тогда, когда мы поднимем уровень здоровья нации.

Даниил Новиков, Псковская область: Уважаемая Александра Васильевна! Ваш весенний визит в Псков вызвал большой общественный резонанс и спровоцировал широкие дискуссии в СМИ и кругах местной политической элиты. Вы и Вячеслав Глазычев сделали тогда ряд громких заявлений относительно деятельности губернатора Псковской области, а также намекнули на намерения федеральных властей вмешаться региональный политический процесс (пока ситуация еще не зашла слишком далеко). Будет ли эта история иметь продолжение и насколько сильно, на ваш взгляд, Общественная палата способна влиять на политиков в регионах?

Александра Очирова: Я думаю, что Общественная палата РФ действует и будет действовать с учетом тех функций, которые обозначены в законе об Общественной палате. Что касается моей поездки в Псков, то вопрос не закавыченный, потому что никаких громких заявлений там я не делала. Это были выездные слушания, была попытка включить свет и горячую воду в роддоме и больнице. Вместе с тем, эта поездка продемонстрировала желание людей участвовать в политике, их обеспокоенность по поводу закрытия тех или иных учреждений. Я могу сказать, что администрация области не принимала участия в этих слушаниях. Это была первая поездка нашей комиссии вместе со Счетной палатой, добавлю, что в области не было своей, региональной Счетной палаты и региональной Общественной палаты. Эта ситуация также была предметом нашей обеспокоенности. У меня до сих пор идет переписка с регионом, но конструктивных предложений со стороны губернатора я не вижу. Во время поездки я не имела возможности разговаривать с губернатором, ответы на мои запросы давал вице-губернатор.

Александра Иорик, "Медиакратия": Насколько правдиво, на ваш взгляд, российские СМИ отражают реальную картину состояния общества? Каким образом СМИ могут повлиять на то, чтобы отношение к социальным преобразованиям среди населения улучшилось? Как граждане могут использовать СМИ для реализации своих социальных нужд? Спасибо!

Александра Очирова: Это большая проблема. Информация - это связующее звено любой системы. К сожалению, социальная проблематика не является остро востребованной СМИ, сегодня там очень много "желтого света". Еще у нас о ней вспоминают только в период избирательных кампаний. В этой связи я бы очень хотела, чтобы представители СМИ отдавали себе отчет в необходимости укрепления журналистской ответственности для того, что может эта четвертая власть сделать по части привлечения другой власти к тем или иным проблемам. Во всем мире журналистская профессия - это одна из самых серьезных профессий риска. Сегодня ксенофобия, экстремизм, нищета и бедность, эти рисковые темы может быть не самые интересные с точки зрения фактуры, но серьезным образом должны подаваться населению, потому что оно имеет право на информацию о тех проблемах, которые есть.

Валерия Тучкова, руководитель пресс-службы Ленинградского областного регионального отделения партии "Единая Россия": Изменились времена - изменились национальные герои. Скажите, пожалуйста, кто из российских женщин может стать символом современного времени?

Александра Очирова: Я думаю, что любая женщина России может стать символом своего времени. Если вообще говорить о женщинах, которых знает и любит весь народ, то чаще это женщины из сферы культуры и искусства, потому что в этих образах часто кто-то узнает себя, с этими женщинами многие отдыхают, успокаиваются. В науке, пресса как-то не делает женщин достоянием общественности, даже мать-героиня сегодня еще пока не стала той знаковой фигурой. А символом женщины-героя остается Валентина Терешкова. Думаю, что если провести мониторинг, то 90 процентов россиян назовут это имя, потому что это первая женщина, побывавшая в космосе, преодолевшая переход из одной среды в другую.

Зарина Гурдзибеева, Северная Осетия, газета "Слово": Александра Васильевна, какой Вам представляется социальная стратегия России в конечном итоге? Сколько времени потребуется на ее разработку, и как привлечь к ее формированию и исполнению как можно больше граждан страны?

Александра Очирова: Россия - великая страна, имеющая свою сложную историю, страна, которая побеждала в мировых войнах, страна, которая всегда будет иметь будущее. Она имеет очень серьезное ресурсное обеспечение, корневую культуру, многоконфессиональную религию, свои традиции и огромное пространство, на котором проживает незначительная часть населения. Модели социального развития, которые предлагаются, должны быть выстроены с учетом особенностей России. А пока у нас нет концепции, что такое современное государство, нет стратегии преодоления бедности, нет стратегии кадровых решений и ответственности. Это те составляющие, которые должны быть в любом государстве! Политика это не только гарантии государства в социальном развитии, это не только лицо страны, это умение управлять внутри страны. Цель государства - должно быть обозначено в этих концепциях.

Что касается регионов то, я думаю, что необходим анализ всех факторов развития регионов, всех возможностей, преимуществ и рисков как на уровне ресурсного обеспечения, так и на уровне других индикаторов развития. Вопрос присутствия женщин во власти должен быть решен. Я бы еще обозначила, чтобы социальная безопасность была обозначена в концепции национальной безопасности страны. Особенного внимания заслуживают все направления национальных проектов, а долгосрочные технологии продвижения этих тем должны разрабатываться с привлечением государства и бизнеса, безусловно, при наличии открытой и прозрачной политики и ознакомлением общества с тем, что происходит в высших эшелонах власти. Поэтому вместе с социальными стандартами должна быть разработана структура, связанная с административным обеспечением всех прав населения.

Спасибо за содержательные вопросы, всего вам доброго! До свидания!


25.07.2008
http://www.regtime.ru/owa/rt/rt_conf.html?a_id=19193
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован