05 марта 2008
5344

Имидж страны определяется уровнем жизни людей

Российская власть всерьез намерена изменить негативный имидж России за рубежом. Для этого потребуются не только миллионы долларов на масштабный пиар, но и серьезная коррекция официальной риторики и политики. В эксклюзивном интервью "РР" председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социальной и демографической политики Александра Очирова рассказала о том, какие меры необходимо предпринимать для улучшения имиджа России как внутри страны, так и за рубежом.

- Александра Васильевна, что планируется сделать для улучшения имиджа нашей страны?

- В последнее время при прямом или косвенном участии государства в России нарождаются структуры, которые в той или иной ипостаси - политика, экономика, культура - должны всячески способствовать тому, чтобы при слове "Россия" у иностранцев возникали исключительно положительные ассоциации.

Так, в июне Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании фонда "Русский мир", который занимается популяризацией русского языка и поддержкой его изучения в разных странах. Далее, в ноябре прошлого года пятнадцать общественных организаций учредили Российский некоммерческий фонд "Институт демократии и сотрудничества", который намерен досконально изучить положение дел с гражданскими правами и свободами на Западе. Уже открыты отделения в Нью-Йорке и Париже. Мы планируем привлекать к работе зарубежных правозащитников и экспертов в области демократии, совместно с ними вырабатывать рекомендации для политиков, для тех, кто принимает решения. Думаю, таким образом мы тоже можем улучшать имидж России.

Кроме того, в ближайшее время приступит к работе Национальный информационный центр, нацеленный на некий диалог с зарубежной прессой. Наблюдательный совет этого закрытого акционерного общества может возглавить депутат Госдумы РФ Василий Шестаков, в прошлом тренер президента Владимира Путина по дзюдо.

Наконец, известна идея Министерства экономического развития создать Госкорпорацию по привлечению иностранного капитала и продвижению инвестиционного имиджа России за рубежом. Хоронить ее пока явно не собираются, несмотря на то, что идея выпала из окончательной редакции недавно принятой "Программы улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом". Решение по Госкорпорации еще не принято. Вопрос в стадии обсуждения.

- На Ваш взгляд, этих шагов достаточно?

- Меня не удовлетворяет сам ход мыслей, что вот-де у нас все в порядке, только имидж не очень - надо его поправить, и все наладится. Это опасная тенденция, которая может привести к лакировке действительности и показухе. Необходимо, на мой взгляд, работать не столько на имидж в чистом виде, сколько на "прозрачность", то есть на то, чтобы за рубежом знали, как у нас все на самом деле обстоит.

Согласно исследованию ученых МГУ, материалы американских СМИ о России представляют собой своеобразный симбиоз новостной информации со стереотипами прошлого. Понятно, что хочется уйти от ассоциаций наподобие "водка", "мафия", "КГБ", "кровавый режим", "морозы". Не вполне ясно, какой мессидж придет на смену, к какой мысли планируем подводить иностранцев. Короче говоря, каким может быть новый собирательный образ России: "Россия - свободная, благополучная, цивилизованная и миролюбивая держава"?

Здесь вот в чем дело. Советский Союз считался самой читающей страной в мире не потому, что пользовался разветвленной системой собственного пиара за рубежом, а потому, что это была правда. Россия сегодняшняя лидирует по совсем другим показателям. Например, по уровню коррупции, смертности от алкогольных отравлений, по количеству брошенных детей, по числу абортов, разводов, самоубийств, доле "тюремного" населения... Положительный имидж с такой правдой не сформируешь. Никакие беседы главы государства с иностранными политологами в рамках дискуссионного клуба "Валдай", никакие телеканалы "Russia Today" и другие сигналы "туда" этих фактов не затмят.

- Очевидно, что даже грамотный PR не может заменить реальной работы. По Вашему мнению, что необходимо изменить в вопросах внутренней и внешней политики государства?

- Что касается российской политики по отношению к Западу, то, на мой взгляд, иногда мы делаем не вполне объяснимые шаги, как, впрочем, и Запад. Эти проблемы решаются не с помощью пиара, а в ходе дискуссии с партнерами и выработки совместных разумных решений.

Продвижение положительного образа невозможно без изменения социального климата. О стране судят по тому, как она относится к самым незащищенным ее гражданам: детям, инвалидам, старикам, и ни один политтехнолог не в состоянии ничего здесь изменить. Важна пропаганда реальных дел, рассказ о конкретных людях, конкретных делах, сотрудничестве. Одним из инструментов такой пропаганды должны стать СМИ.

В этой ситуации первым этапом работы по улучшению образа России должна стать разработка серьезной информационной программы, которая поможет сформировать положительный образ в стране и за рубежом.

05.03.2008
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/30/publications/1033
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован