Алексей Подберезкин: Национальная идея как стратегия выхода из кризиса

Избирательная кампания 1996 г. продемонстрировала беспрецедентный раскол общества на два приблизительно равносильных лагеря: сторонников Президента Б.Н.Ельцина и сторонников кандидата народно-патриотического блока Г.А.Зюганова. В действительности же полного единства нет и в границах этих двух блоков: обоих кандидатов поддержали крайне разнородные по своей сути политические силы. Такое многообразие политических сил (что само по себе не так уж и плохо в нормальных условиях) в период жесточайшего кризиса, когда под вопрос ставится само будущее России, несет в себе угрозу Государству, Нации и Обществу. Выход из кризиса видится только через мобилизацию всех национально ориентированных сил общества, полное использование всех его духовных и материальных ресурсов, выраженных в Национальной Идее. Составными частями ее должны стать программы национальной безопасности, социально-экономического развития и т.д. На протяжении последних 6 лет эксперты "РАУ-Корпорации", а затем и "Духовного наследия" неоднократно заявляли об этом в ежегодно издаваемой "Концепции национальной безопасности", в работах -"Национальная доктрина России" (февраль 1994 г ), "Современная Русская Идея и Государство" (март 1995 г.) и других В предисловии к "Концепции национальной безопасности" (январь 1995 г., с 23) я писал "Тем, кто действительно заинтересован в возрождении России, крайне необходима сейчас современная Российская Идея. Пока что такой идеи - реальной, связанной с отечественными традициями и в то же время отражающей потребности нашей эпохи - нет ни у одного из политических движений. Итак, мы стоим перед острой необходимостью создания новой идеологии, а точнее - синтеза духовных и научных, старых и новых, традиционных и суперсовременных идей в Национальную Идею". За прошедшие годы осознание необходимости Национальной Идеи в обществе укрепилось. Причем в обоих лагерях. Наиболее полно это нашло свое отражение в программных документах блока народно патриотических сил и его лидера - Г.А. Зюганова. Но и в правящей злите сначала робко (В. Ф. Шумейко осенью 1995 г.), а затем и более определенно (Б. Н. Ельцин после выборов 1996 г.) признали необходимость общенациональной идеологии. Сегодня, летом 1996 г, эта проблема как никогда прежде требует своего практического решения. Поэтому я считаю необходимым кратко, не претендуя на абсолютную правоту, высказать свою позицию. Надеюсь, что дам дополнительный импульс дискуссии, которая - теперь я уже в этом уверен - примет в ближайшее время общенациональный характер. Это также важно и для движения "Духовное наследие", особенно в условиях, когда мы не скованы рамками избирательных кампаний. Для формирующегося нового движения народно-патриотических сил такая дискуссия крайне необходима. Объективная необходимость Национальной Идеи вытекает, во-первых, из признания факта, что для человека жизненно необходима шкала социальных ценностей. Она может быть разной, но она должна быть, ибо она отличает человека, ставит нравственные и духовные ценности выше биологических. Важно, чтобы идея восторжествовала над инстинктом самосохранения, страхом смерти, жаждой наживы. Во-вторых, эта общечеловеческая необходимость должна находиться в системе национальных координат: национальных, исторических, культурных, духовных ценностей и геополитических реалий, естественно вытекать из объективной категории "национальный интерес". В течение тысячелетий человек отстаивал свое право на жизнь вместе с правом на существование своей нации и государства. В этом смысле патриотизм как биологический защитный механизм - естественное состояние любого индивида. Современная Национальная Идея может быть только синтезом, а не простой экстраполяцией какой-то старой или новой (особенно чужеродной) идеи. Этот синтез взаимно дополняет и обогащает свои составляющие и отнюдь не означает, что они представлены в равных пропорциях, механически. Неправильно абсолютизировать значимость какой-то одной ценности - будь то традиционалистская, либеральная, или коммунистическая. В каждой из них есть свое положительное и отрицательное значение. Поэтому важна мера, пропорция того или иного. Такими основными, базисными составляющими, на мой взгляд, являются: 1. Исторические, культурные, духовные ценности и геополитические реалии нашей Нации. Это означает признание того, что русская цивилизация уникальна, а ее достижения имеют общечеловеческую значимость. Мы - не случайное государственное образование, а результат культурной и духов ной деятельности многих поколений наших предков, оставивших нам огромное (в том числе и материальное) наследство, которое во многом предопределяет наше поведение в этом мире. Будь то внешняя политика, государственное строительство или создание финансовых институтов (не говоря уже о политике в области культуры, образования, религии), мы несем в себе заряд нашей истории, памяти предков, обязательств перед нашими предками и потомками. Абсолютизация этого фактора неизбежно ведет к ортодоксальному традиционализму, несовместимому с современными реалиями. В результате эта важнейшая составляющая нашего мировоззрения является одной из составляющих, не более того. 2. Позитивный опыт социализма. Сегодня, когда этот опыт огульно охаивается, когда не задумываясь отказываются от достигнутых практических результатов, важно всячески подчеркивать историческую значимость для всей человеческой цивилизации достижений реального социализма. рывок в области науки, культуры, образования за 70 лет социалистического развития был настолько силен, что даже объединенные усилия, многократно превосходившие по своей экономической, финансовой, информационной мощи, либерально-буржуазных государств не смогли полностью нейтрализовать его извне Важно иметь в виду, что эти достижения фактически признаны человечеством, однако именно из-за их огромной значимости попытки дискредитации позитивных достижений социализма будут продолжаться. Для нас сегодня этот факт особенно важен, потому что его игнорирование и дискредитация приводят не только к потере драгоценного опыта и ресурсов, но и неизбежно лишают нас перспективы развития. 3. Современные международные реалии. Этот третий компонент, ассоциируемый зачастую с западным либерализмом, имеет, однако, более сложную сущность Растущая взаимозависимость государств в мире - объективный, ноосферный процесс, предсказанный еще В И Вернадским в начале 40-х годов Рост влияния знаний вообще, а науки и средств информации в частности, настолько силен, что противиться ему не может никто, да и имеет ли смысл? Современные этапы научно-технической революции приводят к тому, что появляются и становятся жизненно необходимыми новые отношения и взаимосвязи между государствами и отдельными гражданами. К сожалению, либеральные демократии лучше других государств пока что используют складывающиеся объективные тенденции мирового развития в собственных интересах. Для непосвященных эти процессы просто ассоциируются с ценностями либеральных демократов. Труднейшая задача здесь - совместить объективные процессы развития НТР и человеческой цивилизации с первой и второй составляющей Национальной Идеи. Не противопоставлять традиционные ценности и позитивный социалистический опыт искусственно глобальным тенденциям развития человеческой цивилизации, а совместить, интегрировать их. Подобная интеграция, или синтез, может раскрыть лучшие возможности и потенциал русской Нации, дать ей такой мощный импульс развития, который сможет сделать ее лидером всего человечества в XXI веке. Именно поэтому я рассматриваю Национальную Идею не как метафизические или философские изыски, а как сугубо практическую задачу, стоящую сегодня перед правительством и оппозицией. Чем скорее мы встанем на этот стратегический путь, тем меньше у нас будет ошибок и тупиковых ветвей развития, тем больше мы сможет использовать наши возможности - материальные и духовные. Тем скорее мы выйдем из кризиса, куда мы были сброшены отказом от поиска собственной модели развития, собственной идеологии. Из такого понимания Современной Русской Идеи вытекают и задачи, стоящие перед политическими партиями и движениями. Абсолютизация одной из составляющих неизбежно ведет партию в политический тупик: первая - в ортодоксальный традиционализм; вторая - ортодоксальный коммунизм; третья - искусственный либерализм. Основные характеристики современной Национальной идеи, по-видимому, представляются различными политическими силами по-разному. И здесь важно попытаться найти общие, не вызывающие принципиальных возражений, положения. Таковыми, на мой взгляд, являются: ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, т.е. необходимость сильного государства и его институтов, прежде всего армии, правоохранительных органов и т.д. При этом предполагается, что роль государства и в других сферах жизни общества - экономике, финансах, социальных областях и т.п. - традиционно сильна (но не гипертрофирована как в отдельные исторические периоды); ПАТРИОТИЗМ - как идеология любви к Родине, готовность ее защищать и отстаивать ее интересы; СОБОРНОСТЬ - как единение людей ради процветания Отечества, способная выражаться в современных условиях в новых формах; СПРАВЕДЛИВОСТЬ - как присущее русскому народу качество вечного поиска правды и справедливости, готовности пойти порой на серьезные жертвы, в т.ч. и личные ради этой "абстракции"; КОЛЛЕКТИВИЗМ - проявляемый не только в общинах, колхозах, но и в свойственных народу поисках новых форм решения самых различных задач "всем миром", "общиной", "трудовым коллективом", "коллективным капиталистом" и т.д.; ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОСТь русского национального сознания, космизм в его лучших формах, терпимость по отношению к другим нациям и религиям; ПРИОРИТЕТЫ духовно-нравственных ценностей над меркантилизмом, способность к аскезе, полной самоотдаче; НЕОБХОДИМОСТЬ иметь некую "сверхзадачу", некий перспективный план (будь то победа в войне или ГОЭЛРО, или космические и ядерные проекты). Наверное не все составляющие перечислены, а тем более аргументированно описаны и проанализированы - такой задачи и не ставилось. Но главное, на мой взгляд, просматривается - это контуры будущего мировоззрения. А.ПОДБЕРЕЗКИН

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован