Эксклюзив
30 мая 2011
10827

А.А.Кокошин о древнеиндийском политической трактате `Артхашастра`

в книге: Политика как общественный феномен. М.: Кн. дом "ЛИБРКОМ", 2010, с. 19-22.

***

Среди древних текстов, посвященных борьбе за власть и способам этой борьбы, войне как инструменту политики, следует обратить внимание на древнеиндийский трактат "Артхашастра". Этот трактат у нас больше известен в среде востоковедов и особенно индологов, чем за ее пределами и даже в политологии.
Авторство этого текста в индийской традиции приписывается Каутилье-Чанакье, которого ряд источников называет главным министром маурийского царя Чандрагупты, жившего в IV веке до н. э. Следуя этой версии, ряд индийских ученых относили "Артхашастру" к концу IV века до н. э. Как отмечает академик Г.М. Бонгард-Левин, в европейской науке данная версия не получила признания. Большинство европейских авторов склонны отнести этот труд к первым векам нашей эры. Бонгард-Левин пишет, что, по оценкам ряда ученых, окончательная редакция "Артхашастры" была предпринята в III-IV веках Вишнугуптой, который внес в текст ряд дополнений [14].

В Индии сложилось множество легенд о деяниях и жизни Каутильи-Чанакьи. Они пользовались большой популярностью даже в Средневековье, пересказывались в сочинениях ряда индийских и не только индийских авторов [15]. В этих легендах Каутилья-Чанакья предстает как умелый дипломат и военный стратег и как коварнейший политик.

Согласно индийским легендам, молодой брахман Каутилья-Чанакья был изгнан царем Нандой после того, как он к неудовольствию монарха продемонстрировал превосходство знаний шастр - "священных законов". Брахман поклялся свергнуть Нанду с престола. Ему пришлось немало скитаться по стране, вынашивая планы борьбы с царем. Он активно занялся алхимией ради разгадки секрета превращения в золото других элементов, чтобы нанять и вооружить отряды солдат. Тогда-то, как гласят легенды, он встретился с юным Чандрагуптой - выходцем из влиятельного кшатрийского клана Маурьев, в котором Каутилья-Чанакья сумел разглядеть достойного претендента на престол. Несколько лет они провели вместе. Под руководством наставника будущий правитель обучался различным наукам, в том числе военному делу и искусству управления страной.

Первая предпринятая Каутильей-Чанакьей попытка свергнуть Нанду окончилась неудачей: он направил войска в центр страны, оставил фланги незащищенными и тем дал возможность противнику окружить армию. Однако честолюбивый брахман не пал духом и стал готовиться, тщательно разработав новый остроумный стратегический план: постепенно окружить столицу, последовательно тесня врага, ослабить его силы и окончательно разбить в завершающей битве. В порядке политико-дипломатического обеспечения войны против Нанды Чанакья заручился помощью другого влиятельного правителя, Парваты, которому в случае победы была обещана половина царства. Когда же объединенная армия нанесла войскам Нанды решительное поражение, Парвата по распоряжению Чанакьи был отравлен. В результате Чандрагупта стал единственным властителем огромной империи [16].

Особенно ярко полное пренебрежение моральными нормами "ради блага государства" демонстрируется в четырнадцатой книге "Артхашастры" ("Применение тайных средств")[17].

"Для того чтобы охранять порядок среди четырех каст, следует действовать против творящих беззаконие согласно тайным учениям", а для устранения сильного и при прямом нападении неуязвимого врага нет лучшего средства, чем яд, - провозглашается в книге. В ней содержится и немало "рецептов", отражающих магические представления древних индийцев и свидетельствующих о развитии медицинских взглядов. Но излагаются они в "Артхашастре" под иным углом зрения, нежели в собственно медицинских сочинениях: речь идет не о предотвращении и лечении болезней, а об "использовании" медицины в определенных интересах - для устранения политических противников [18].

Академик Г. М. Бонгард-Левин отмечает, что "Артхашастра" неоднократно подвергалась в разные исторические периоды резкой критике за безнравственность, за "низменную логику" (особенно, по словам Бонгард-Левина, со стороны "религиозных ортодоксов"). Раннесредневековый индийский комментатор "Артхашастры" Бана писал, что "труд Каутильи заслуживает презрения из-за исключительно безжалостных наставлений" [19].

В силу того что некоторые главы "Артхашастры" посвящены военным вопросам, ее вполне можно ставить в один ряд со знаменитым китайским трактатом о военном искусстве древнекитайского военного теоретика и полководца Сунь-цзы (VI в. до н. э.).

В трактате Сунь-цзы речь фактически идет о том, что война - это крайнее средство политики, дело исключительно опасное и дорогое, чреватое многими неожиданностями, которые могут привести к крушению государства, если его высшие правители и полководцы не владеют искусством дипломатической, экономической и политико-психологической подготовки к войне, активной деятельности в ходе войны и не используют самые экономные и эффективные способы ведения военных действий. При этом собственно сражения, бои у Сунь-цзы и его многочисленных последователей (в Китае, Японии, Корее и других странах) занимают далеко не первое место. "Сунь-цзы сказал: война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели" - так начинается первая глава ("Предварительные расчеты") трактата Сунь-цзы [20]. Наилучший способ ведения войны по Сунь-цзы - это разбить замыслы противника; на следующем месте по эффективности стоит разрушение союзов противника и только после этого - разгром его войска [21].
Созвучные идеи присутствуют и в "Артхашастре" относительно войны как крайнего средства политики; властителям рекомендуется достичь политических результатов в противоборстве без сражений, поскольку подчинение мирными средствами не столь затратно. У войны же, отмечается в "Артхашастре", множество отрицательных сторон - людские потери, крупные финансовые затраты, то, что царь на некоторое время должен покидать свои владения, что может способствовать ослаблению его власти и расколу страны.

Сопоставление двух текстов говорит о том, что авторы "Артхашастры" идут дальше Сунь-цзы в рассмотрении самых жестоких и коварных средств ведения "войны как продолжения политики".

В "Артхашастре" много говорится (как и у Сунь-цзы) о шпионаже, однако не только как источнике получения ценной информации о противнике, но и как об инструменте того, что сегодня назвали бы "активными мероприятиями", диверсиями, терактами [22]. В индийском трактате подробно описывается то, как в массовом порядке (с вином, с молоком, простоквашей, топленым и растительным маслом) использовать яды для уничтожения людей, лошадей и слонов противника, с привлечением соответствующих укротителей выпускать особо ядовитых змей в стане противника (равно как и лютых хищников, выпускаемых из клеток специально подготовленными диверсантами) [23].

Так что "Архашастру" можно рассматривать как одно из первых наставлений по ведению химической и биологической войн, признанных международным сообществом в числе наиболее жестких и бесчеловечных силовых средств.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован